Содержание статьи
Кто такие старообрядцы?
Старообрядцы – это особая религиозная группа со своей уникальной культурой, обычаями и укладом жизни. Они придерживаются Православной церковной традиции, но с XVII века идут по собственному пути. Их история началась с непринятия реформ и принятых постановлений на церковных соборах 1650—1680-х годов. Эти реформы привели к расколу Церкви и появлению старообрядцев, со временем течение стало неоднородным и также распалось на разные группы.
Основное разделение старообрядцев:
- Поповцы;
- Беспоповцы.
Беспоповцы также делятся на разные ветви:
- Поморцы;
- Часовенное согласие;
- Каменщики;
- Кержаки и т.д.
Беспоповцы, в отличие от поповцев, считают, что институт священства не имеет божественной благодати, поэтому в нем нет необходимости. Взгляды ряда беспоповцев схожи с Протестантизмом. Они считают, что только Иисус Христос знает о том, как Спасти человека, и от самих верующих в вопросах Спасения почти ничего не зависит. Из Таинств и обрядов они оставили только Крещение.
История старообрядцев
Церковная реформа в ходе которой появились старообрядцы была во многом продиктована политическими мотивами. Царь Алексей Михайлович в 1653 году присоединил Левобережную Украину, где христиане придерживались греческого обряда, отличавшегося от русского. Реформы были попыткой сформировать общий обряд с сохранением русской и греческой традиций.
- Была проведена работа с переводом Священного Писания и богослужебных книг.
- Вместо двоеперстного крестного знамения предписывалось троеперстное, где три сложенных пальца символизировали Троицу, а мизинец и безымянный, прижатые к ладони, отождествляли с Божественной и человеческой природой Христа.
- Крестный ход велели совершать против часовой стрелки, а не по часовой, как это было раньше.
- «Аллилуйя» на богослужении велели повторять три раза, а не два.
Был и ряд других не столь существенных изменений. Однако для многих православных людей это было предательство привычной традиции, они не принимали греческую традицию и не желали мириться с изменениями, сделанными в угоду тем, кто ее придерживается. Так возник раскол, раскольников объявили еретиками.
Лидером старообрядцев стал протопоп Аввакум, нетерпимый правдолюбец. Он выступил против реформы Патриарха Никона и вместе со своими единомышленниками подвергался гонениям. Так, из-за изменения иконописного канона, верующим велели сдать иконы и поменять на новые. В дома старообрядцев врывались, чтобы отобрать иконы силой или даже разломать их.
Несмотря на то, что раскол в те времена не касался вопросов вероучения, многие старообрядцы предпочли пытки, изгнание и даже гибель, но не отказ от своих убеждений. Патриарх Никон и протопоп Аввакум не желали примириться, что заставляет многих современных историков в равной степени винить их в расколе, длящемся по сей день.
Одновременно с этим многие мысленно объединяли реформы с другими деяниями царя, решения которого далеко не всегда встречались с восторгом.
В итоге этого противостояния протопопа Аввакума сослали в Тобольск вместе со всей семьей. В этом голодном краю их ждала верная смерть. Однако он не погиб и продолжил бороться, не соглашаясь на предложенные ему компромиссы. Итогом стало длительное тюремное заключение. Царь не пошел на смертную казнь в отношении человека, у которого есть столько последователей, и все же протопоп Аввакум несколько лет спустя был жестоко убит, сожжен 24 апреля 1682 с тремя единоверцами по обвинению в хулу на царский дом. Раскол же продолжил набирать обороты.
Современные старообрядцы
Суровое противостояние длилось до 1905 года, когда Николай II выпустил указ о веротерпимости, официально прекращавший преследование старообрядцев. В 1971 году Русская Православная Церковь сняла со старообрядцев анафемы.
Сегодня в России насчитывается вплоть до 700 000 старообрядцев. Учет вести сложно, так как их общины часто живут обособленно и закрыто.
География старообрядцев в России очень широка. Многочисленные общины есть в Центральной России, в Поволжье, на Юге страны, в Забайкалье и в Северо-западных регионах.
Русская Православная Церковь с 1971 года стремится к активному диалогу, однако старообрядцы продолжают стоять на своем и пока не готовы к полноценному примирению.
Читайте также: