Как я учу уроки с детьми?
Никак.
Любая озвученная необходимость «сидеть рядом» с ребёнком, который выполняет домашнее задание — прятка для совсем другой истории. Ну, например, для того, чтобы привлечь внимание мужа к «воспитанию» сына или дочери ( ключевое здесь «привлечь внимание»), или это хороший способ не делать что-то для себя ( да-да, учить уроки с ребёнком гораздо проще, чем заниматься , например, своим образованием, не говоря уже об анализе своих поступков и чувств).
Дети безусловно любят родителей и со всей своей любовью с радостью считывают потребности родителей, формируя у себя синдром выученной беспомощности.
Это то, что я думаю в кратком изложении.
Теперь детали.
Меня долгое время (я — мама школьников с 2005 года, у меня в анамнезе есть опыт сдачи ГИА (два раза) и ЕГЭ (один раз) , золотая медаль России и золотая медаль Москвы (за 220 баллов за три ЕГЭ)) повергало в серьёзное смятение понимание того, что родители соучеников моих детей знают наизусть не только расписание уроков на каждый день, расписание звонков и длительность перемен, но и авторов учебников, по которым детям учатся. Я чувствовала себя плохой матерью со всеми вытекающими из этого последствиями.
Когда в 1 класс пошёл младший сын, мой паспорт радостно озвучивал возраст в 42 года, и я отлично помнила, что моя мама была уже бабушкой в свои 42. Таким образом, у меня появилась формулировка : «Не была никогда хорошей матерью школьника, нечего и начинать».
Я не буду честной, если не скажу о том, что есть исключения из правил. Безусловно, учить уроки вместе с ребёнком необходимо, если для этого есть медицинские показания или рекомендация психотерапевта.
В 1 классе надо быть внутри процесса плотно в сентябре-октябре, дальше в режиме «где-то недалеко». Первый класс даётся человеку, чтобы научиться учиться. Причём, и тому, которому 7 лет, и тому, который уже 7 лет выполняет функции родителя. В 1 классе важно понять схему.
А дальше, вплоть до окончания института, «сама-сама-сама»
Исключением являются и те случаи, когда ребёнок (речь о начальной школе) оказывается в новых условиях. Например, смена школы. Мой младший сын перешёл в новую школу в середине этого учебного года, и да, мы делали уроки вместе. Точнее будет сказать, не делали уроки, а выполняли оформление домашних заданий . Потому, что все эти требования про куда сколько клеточек — линеечек отступить и как задачу оформить, надо было усвоить.
Только, пожалуйста, не надо сейчас впадать в уныние. Я такая умная не сразу стала.
Старшему сыну досталась мать, которая выписывала вместе с ним все прописи, и привозила в школу забытые тетради — учебники.
Дочери досталась мать, которая орала над прописями, про то, что вот твой брат мог часами сидеть, а ты как курица лапой.
Младшему сыну досталась мать, которая когда-то давно удачно вышла замуж и могла, спустя 15 лет, перевести стрелки на отца первоклассника ( в итоге, муж несколько раз сидел рядом с младшим сыном, выводя буквы «И» и «Ы»). Про привезти что-то в школу речи уже не шло по определению, потому что я сама училась и работала.
В средней школе я могла себе позволить поговорить с детьми о литературе , а на все остальные их вопросы у меня были (и есть) заготовки про то, куда можно пойти. Я по своей природе замечательный организатор и поэтому мне не составляет труда быстро сообразить, кто на какой вопрос может ответить моим детям.
Например, долгое время, а точнее всё время до этого учебного года, все вопросы по русскому языку и литературе закрывала моя мама. Всё, что связано с математикой-химией-физикой — отец детей. Есть у нашей семьи друг, который блестяще знает историю. Есть знатоки английского.
Когда этой весной дочери пришлось писать сочинение, и пришло осознание того, что бабули нет, а старший брат в армии и помочь не может, она быстро вспомнила про мою подругу — известного в узких кругах филолога. А мой младший сын знает, что другая подруга, которая к нам приезжает в гости, преподаёт английский, и что ей можно задать любые вопросы.
Таким образом, моей задачей остаётся только лишь поддерживать отношения с приятными мне людьми.
Да! Ещё у меня есть интернет! И если уж совсем тупик и не решается задача, то можно решить её с помощью друзей в Facebook. А ещё я очень люблю показывать детям , где можно найти видеоуроки по разным темам.
Вот ещё! Когда дети обедают или ужинают, они смотрят научно-познавательные фильмы в соответствии с тем, что проходят в школе. Происходит это примерно так:
— Иван, что вы сегодня проходили на Окружающем Мире?
— Про червяков.
— Отлично! Хочешь посмотреть выпуск «Галилео» про червяков?
— С удовольствием!
Примерно то же самое происходит летом. Уроков нет, но есть список литературы для чтения летом. И есть шикарные приложения с аудиокнигами. Вчера по дороге в Дом Иван «прочитал» историю про Городок в табакерке. А сегодня по дороге на тренировку начал слушать истории про Тома Сойера. Конечно, нужно видеть текст. Поэтому, в дороге Иван слушает одно, а перед сном другое. Вот тебе и способ научиться читать несколько книг одновременно.
Хороших каникул нам всем!
Источник — страница автора в Фейсбуке