Православие и Мир

Если в семье игроман, или Никогда нельзя играть по чужим правилам


Популярные статьи


автор: Со священником Игорем Фоминым беседовала Татьяна Майза
Mon, 15 Sep 2008, 10:19

Он «невезучий авантюрист, житель мегаполиса, неудачлив в семейной жизни, недоволен профессиональным и социальным статусом, ему 18-45 лет, н ервозный, подвержен влиянию других людей, пребывает в мире иллюзий, и спытывает частые и резкие перепады настроения, с кандален, предпочитает конфликтный способ выяснения отношений, склонен к импульсивным поступкам» и проч. Этот портрет п сихологи списали с игромана, описав типичные черты того, кто прожигает свою жизнь на автоматах.


Проблема становится с каждым днем все более серьезной и все более распространенной, семьи ищут ответа на вопрос, как помочь близкому человеку? Письма с криками отчаяния все чаще приходят в редакцию: Как бороться с зависимость от игры?,   У моего отца страсть к азартным играм, уже не осталось денег на жизнь , Муж забросил работу и играет…. Письмо, послужившее окончательным толчком   к составлению данного материала, было размещено на православном форуме.


«Люди! Дорогие православные! Помогите, прошу вас… Мой муж погибает, моя семья погибает, и я тоже погибаю… Я не знаю, как пересилить зло, которое вошло в нашу жизнь.
Мой муж - игроман с 20-летним стажем. Он болен – по-настоящему болен.
Мы поженились два года назад по большой любви, я и сейчас не сомневаюсь – по настоящей. И у него
, и у меня до этого был неудачный опыт (у меня один брак, у него – два). Но наше чувство мы оба восприняли как Божий дар. До свадьбы он рассказал мне про свою зависимость – из-за нее он уже натерпелся вдоволь: потерял квартиру, бизнес, из-за кражи  и невозвращенных долгов даже сидел в тюрьме. Не вынеся этого, заболела и ушла из жизни его мать. Встречу со мной Михаил воспринял как знак и надежду на новую жизнь. Он даже принял решение креститься перед свадьбой, а потом мы обвенчались. Однако почти перед самой свадьбой у него случился срыв – он пошел в казино и проиграл все, что было. Я, конечно, была потрясена , ведь раньше я никогда не сталкивалась с таким явлением, как игровая зависимость . Н о он клялся, что это последний раз. Что ж, я поверила .
К сожалению, надежды не оправдались. За эти два года срывы случались с периодичностью раз в 2 месяца. Это был кошмар. Он проигрывал зарплату, брал в долг и снова проигрывал, крал деньги у меня… Он потерял несколько мест работы. Мы жили на мою зарплату – что было непросто, ведь надо было платить за съемную квартиру,  выплачивать его прежние долги – по иску. …
Было все – и слезы, и гнев, поиски его в ночи… Стараясь найти решение, мы пробовали многое. Он на самом деле хочет вылечит
ь ся . П онимает свою болезнь и хотел бы избавит ь ся от нее . Есть у нас лечебница, специализирующаяся на зависимостях, но за лечение нужны деньги, которых нет. Да не особенно и верится, что поможет.
Для меня очевидно одно – помочь ему может только Бог и он сам. Только уверовав истинно, он сможет остановиться. А вот в этом-то и загвоздка. До встречи со мной Михаил был неверующим человеком. А за это время, надеюсь, начал делать какие-то шаги. И даже после очередного срыва провел 3 недели в мужском монастыре в Жировичах (мы живем в Минске). Приехал оттуда с горящими глазами, мы стали молиться утром и вечером, чаще бывать в храме. Познакомились с замечательными священниками, которые помогали советами..
Но… Недавно опять срыв, опять проигрыш всего, опять потеря шанса устроиться на работу. И – его признание в том, что он играл намного чаще – даже тогда, когда приносил какие-то деньги, все равно ходил в казино. И самое страшное – его слова о том, что нет в нем истинной веры, и даже пребыванием в монастыре он тяготился, и воцерковленная жизнь – не для него… Он, как многие мужчины, пытается постичь Бога разумом. И сам признается, что ему нужно чудо. Я не верю, что это всерьез. Это все происки врага рода человеческого. Но как победить его влияние?!
Недавно я поняла, что, наверное, играю на руку его греху, находясь рядом с мужем. Ведь он всегда знает, что я прощу его, у него будет кров, пища и что я даже расплачусь по его долгам…. А при случае у меня в кошельке можно взять деньги на игру! Вот что самое страшное… И я попросила его уйти, забрала ключи. Но сейчас не могу найти себе места – терзаюсь, где он и что с ним. Ведь один он погибнет…
Все, кто хоть немного знает о нашей ситуации, давно говорят мне, чтобы я оставила его и жила своей жизнью, пока не поздно. Но как это сделать, если я люблю его. Он – моя половина, мой венчанный муж, и без него мне нет жизни. Я каждый день молюсь за него дома, хожу в храм и тоже прошу дать ему вразумления, сил…
Помогите! Кто-нибудь, может, подскажет, что делать… Оставаться с ним, нести его, как свой крест, или же отойти в сторону, чтобы он, наконец, осознал весь ужас своего положения...
Хотя бы помолитесь за нас, за Ольгу и Михаила …»


Мы попросили прокомментировать письмо Ольги клирика храма иконы Казанской Божией Матери на Красной площади священника Игоря Фомина:


НИКОГДА НЕЛЬЗЯ ИГРАТЬ ПО ЧУЖИМ ПРАВИЛАМ


К сожалению, эта ситуация стандартна, встречается сейчас очень часто.


Я хотел бы сразу начать с последних строк письма. Ольга просит совета - что ей делать дальше. Из письма я не понял – есть ли   в семье дети   - они, конечно, играют большую роль в принятии решения, но будем думать, что детей нет, раз она о них не заговорила. Муж Ольгу любит, пытается свою любовь претворить в дело: реже играть и реже тратить деньги, впадая в эту зависимость, поддаваясь ей. Думаю, что Ольге   надо остаться, если пока детей нет. Если есть дети, то это вопрос сугубо личный и, думаю, не очень правильно решать его на страницах Интернета,.


Что я могу сказать о Михаиле? Его зависимость страшна. В советское время мы знали, что пьянство, алкоголизм - страшные грехи, пороки, что курение – это тот же самый наркотик. Потом пришла перестройка, и мы узнали, что, оказывается, есть еще и наркомания с набором разных наркотиков: героином, таблетками и проч. С активным и бурным приходом в нашу жизнь демократии мы узнали, что есть еще более страшные вещи - игровые автоматы или, как их еще называют, однорукие бандиты. Как священнику, мне приходилось сталкиваться со многими страшными следствиями этой зависимости. Кто-то забывался от личного горя, благодаря игре, кто-то – и это более частый случай -   имел азарт - захотелось побыть одному, и он провел время с игровым автоматом. Все стали зависимы от этих одноруких бандитов.


Что же   происходит с человеком, когда он садится за автомат? Им руководит страсть, его ведет недовольство, а главное -   недоверие к Божьему промыслу. Когда человек не доверяет тому материальному состоянию, в котором он пребывает, и он надеется в секунды без труда его изменить. Часто именно поиск материального обогащения усаживает людей за автомат: хотят выиграть или   отыграть какой-нибудь долг.


Игромания - это страшная страсть. Когда человек впадает в зависимость, его начинает преследовать жажда обогащения и наживы. А что происходит дальше? Очень часто он берет деньги, которые украл у жены или получил от продажи квартиры, в которой живут его дети, взял в долг. У любого человека есть совесть. У кого-то она более говорящая, у кого-то - менее, и человек понимает, что лишается чего-то. Сначала игрок   стремится отыграть деньги, но потом включается азарт, игрок забывает, что азарт до добра не доводит, забывает и то, о чем говорил Господь: «В поте лица своего, ты будешь добывать хлеб свой». Человек, ради быстрой наживы, ради эфемерного материального блага или ради того, чтобы удовлетворить свои сиюминутные стремления, желания, страсть, ради того, чтобы сказать: «Я выиграл. Я на вершине», теряет себя, впадает в зависимость.


Допустим, в семье кто-то начинает руководить, хочется ему быть первым. Такая семья долго не устоит, вернее, она может устоять, но только если вторая половинка окажется мудрой. Но претерпеть придется страшные шатания, страшные времена, унижения другого. Вот и в этой ситуации я бы хотел пожелать бедной Ольге, если она любит мужа, а любовь это всегда жертва, оставаться мудрой. И, если муж не агрессивен, тем более, что если есть проблески и надежда на то, что он хоть когда-нибудь остановится, то надо остаться. Это действительно настоящая болезнь и муж действительно сильно болен.



Эту болезнь очень сложно вылечить. Может быть, стоит увести игрока   в другое русло? Ведь как лечат наркоманов? Сначала из них делают алкоголиков, потом лечат от алкоголизма. Может, здесь тоже должен быть какой-то увод человека в другую область, интерес, азарт, заинтересовать его каким-то созидательным делом, ведь азарт, не связанный с деньгами, может быть направлен и в положительное русло. Как священник могу посоветовать прекрасное средство, лучшее лекарство - это любовь.


У меня был очень интересный случай на приходе, нераспространенный. Одна семейная пара прожила вместе лет пять. Потом муж начал пить: много – мало, но лет пятнадцать пил каждый день. Когда сам приходил выпивший, когда его приносили, когда приползал. Каждый день он выпивал И была полная беспростветность. Дети выросли, а жена ни разу за все это время не сказала, что он пьет, ни разу не закатила ему скандал, словно она и не замечала, что он пьет. Он психовал из-за этого, нервничал, говорил, что она его не любит, если молчит, вот закатила бы скандал, скалкой  по голове бы дала, бутылку бы разбила, так ведь нет. Она говорит: «Что мне с ним, пьяным, говорить, он и сам ничего не  поймет. А утром жалко становится». И что произошло? Он взял и бросил пить из-за того, что жена, скажем так, смиренно терпела, сносила. Он все понял. Вот уже несколько лет не пьет. Этот пример нетипичный, но он прекрасно показывает, как   любовью можно что-то изменить в жизни человека. Каждый супруг может увидеть, чем помочь. Да, иногда надо ушат холодной воды влить, отрезвить. И даже когда ты уже со скалкой на мужа, ты находишься, а это очень важно, рядом. Это действительно важно. Заболел ребенок, мы делаем все: ночью встаем, температуру меряем, носим на ручках, бежим в аптеку ночью. А здесь заболел любимый человек. Пройдет еще время, и он поймет, что причиняет боль, он будет видеть глаза страдания. Когда он наконец будет видеть, что причиняет боль, он быстрее пройдет тот путь, избавляющий от этого.


Батюшка, а не будет потаканием греху мужа совместная жизнь с ним?


- Если бы мы сейчас расписали жизнь на каждые полчаса на ближайшие 10 лет, тогда бы -да, потакали. Но, так как жена все-таки живая и муж живой, тут нельзя сказать о потакании. Жене надо молиться, ей надо просить Господа о помощи, надо быть рядом с мужем, чтобы в тот момент, когда у него заблестят глазки, глядя на автомат, она увела бы его в кино, например, чтобы там переждать. Да просто даже быть рядом, чтобы он не убежал никуда. Есть моменты, которые человек другой, близкий, обязательно почувствует и увидит. Она среагирует в нужный момент и скажет ему: «Ни-ни, пошли отсюда». Ведь у зависимого человека - полное безволие, такого «барана» необходимо отвести в сторону. Правда, конечно, если есть агрессия, то может быть страшно, муж может злиться и даже покалечить... 


- Как вести себя в тот момент, когда видишь, что муж специально затевает ссору и раздражается, только чтобы улучить момент и бежать играть? 


- Мудрость включить и кротость. Каждая женщина этим обладает. Претерпеть надо. Жена же видит, что агрессия направлена не на нее. Он специально ссору затеял, чтобы выйти из дому. Где наша мудрость христианская, где наше терпение?


Помните, Христос посылал апостолов на проповедь, и говорил: «В какой дом зайдете, там и пребывайте. Но если вас там не примут, то выйдите, и даже прах отрясите с ног ваших. Это свидетельство того, чтобы Апостолы себя вели спокойно, чтобы не было раздражения.


К примеру, вы раздражены и к вам с открытыми сердцами обращаются люди. Конечно, вы немного отрезвитесь. Есть такой  закон:   «Никогда  нельзя играть по чужим правилам». Не иди на поводу: ты всегда проиграешь. Надо по-другому, надо в другом русле играть. Тогда все получится. Надо по-другому завести разговор. Тогда не будет раздражения.


- Батюшка, а если игрок пришел на исповедь с покаянием. Чтобы Вы сказали, зная, что он сейчас выйдет и снова может пойти «туда»?


- Если игрок придет с покаянием, то, естественно, я бы радовался вместе с ним. Я не прозорливый, и не знаю, пойдет он играть или нет. Я бы за него переживал.Надо молиться за него. Если бы он пошел играть, я бы еще раз его принял. Надо было бы с ним пойти - я бы с ним пошел. До нужного места пошел, чтобы ему было стыдно. Я не думаю, что он при мне бы зашел в казино. Был у меня такой случай, когда наркоман пришел на покаяние и попросил, чтобы я с ним дошел до дому. Он сам осознавал, что зависим: «Я сейчас обязательно кого-нибудь найду», - говорил он - наркоманы же друг друга видят издалека. Мы с ним прогулялись, все нормально было, довел его домой, сдал на руки родителям. Если не можешь помочь действенно, то даже просто выслушать человека, и то порой достаточно. 


- Можно ли страсть к игре направить в другое русло, во благо? 


- Можно. Даже нужно. Любому греху в противовес есть добродетель. Лукавый ведь не сидит - на любую добродетель он всегда придумывает страсть. Здесь одна очень существенная вещь - игрок должен хотеть исправиться. Если это желание есть, все остальное можно сделать. Желания не будет, не будет страха перед этим - ничего не получится. Дай Бог, чтобы удалось нашей Ольге внушить мужу страх перед игрой…


- Отец Игорь, а можно ли сказать, что какие-то люди в большей степени подвержены игровой зависимости?


- Мне кажется, больше подвержены эмоциональные люди, и те, которые хотят выплеснуть свои эмоции, которые ждут каких-то острых ощущений. Я думаю, что подвержены и те, у кого очень размеренная работа: ничего не происходит на работе. Вот сидит он перед монитором, начальник его по голове не бьет, все у него очень тихо и спокойно, и нужен выброс адреналина. Словом, с физиологической точки зрения, более подвержены такой зависимости те, у кого этого в жизни  не хватает. А с духовной точки зрения подвержены те, кто не хочет трудиться на ниве Христовой.


Мы как-то с дочкой ходили по Ново-Афонскому монастырю и рассматривали росписи. На западной стене нарисованы страшный суд, геенна, люди с искаженными лицами, они мучаются.


- Кто это? – спрашивает дочь.


- Те, кто не хотел с Богом дружить, общаться, разговаривать. Те, кто боролся против Бога. Кто специально не замечал Его. Кто не признавал Его, - отвечаю я.


Она внимательно слушает.


- А-а-а, это те, кто только чуда хотели!


- Да, это люди, которым не хватает чуда. Те, которые не хотят на ниве Христовой потрудиться. 


Насколько этой болезни подвержен человек верующий, постящийся? Ряд психологов утверждает, что христианин не может уйти в игорную зависимость.


- Вы знаете, я, в общем-то, согласен с психологами, что у верующего человека, достаточно воцерковленного, есть определенный свод правил, которые воспитывают духовно. Он имеет силу воли. У него не только есть силы, не только воля есть, но и сила воли, которая   позволяет ему остановиться в какой то момент не только с игровыми автоматами, но и в любой ситуации в повседневной жизни. Например, пост -   это тренировка. Воин каждый день должен сражаться, и точно так же христианин, он постом закаливает себя, чтобы противостоять греху.


Игра - это явный грех, который закрадывается в твою душу. Вы обращали внимание, что там, где в серьезных заведениях стоят игровые автоматы -   там нет окон, чтобы люди не видели белый свет, все должно быть искусственным, и свет тоже. Люди не должны видеть, как меняется день и ночь. Эта такая маленькая уловка, на которую не обращают внимания, но на самом деле очень интересный момент. Человек не может контролировать себя, ни на какое чудо Божье не может опереться, отрезвиться. Верующий человек меньше подвержен воздействию этой зависимости в силу того, что он натренирован.


Молитва в скорби и недуге свт. Димитрия Ростовского


Спаси, Господи, и помилуй раба Твоего (имярек) словесами Божественного Евангелия Твоего, читаемыми о спасении раба твоего (имярек), Попали, Господи, терние всех согрешений его, и да вселится в него благодать Твоя, опаляющая, очищающая, освящающая всякого человека во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.


Об избавлении от искушений


  (преподобного Симеона Нового Богослова)
Не попусти на меня, Владыко, Господи, искушение, или скорби, или болезнь свыше силы моей, но избавь от них или даруй мне крепость перенести их с благодарностью.


Вопль (молитвенное воздыхание) к Богоматери


О чем молить Тебя, чего просить у Тебя? Ты ведь все видишь, знаешь Сама, посмотри мне в душу и дай ей то, что ей нужно. Ты, все претерпевшая, премогшая, - все поймёшь. Ты повившая Младенца в яслях и принявшая Его Своими руками со Креста, Ты одна знаешь всю  высоту радости, весь гнёт горя. Ты, получившая  в усыновление весь род человеческий,  взгляни и на меня с материнской заботой. Из тенет греха приведи меня к Своему Сыну. Я вижу слезу, оросившую Твой лик. Это надо мной ты пролила еe и пусть смоет она следы моих прегрешений. Вот я пришла, я стою, я жду Твоего отклика, о, Богоматерь, о, Всепетая, о, Владычице! Ничего не прошу, только стою пред Тобой. Только сердце моe, бедное человеческое сердце, изнемогшее в тоске по правде, бросаю к Причистым ногам Твоим, Владычицe! Дай всем, кто зовёт Тебя, достигнуть Тобою вечного дня и лицем к лицу поклониться Тебе.



© Copyright 2004 Православие и Мир


Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Хостинг 100mb.ru