Министерство культуры опубликовало проект списка «100 фильмов»
Кино приходит в школу – честное слово, давно пора! Школьники нынче зациклены на Голливуде, а наше кинонаследие блистательно и даже целительно. Знаю, что готовится такой же список по иностранным фильмам. Вот их я бы предлагал школьникам посмотреть в оригинале – тем, кто изучает иностранные языки. А уделять одинаковое внимание отечественной и зарубежной переводной культуре, на мой взгляд, не стоит.
Радует, что составители не ограничились праздничным набором шлягеров и задумались об истории кинематографии. Убеждён, что любое знание школьникам (в особенности – старшеклассникам) следует преподносить ретроспективно, в русле исторического процесса. Выпускник должен иметь представления о том, как развивалась литература, точные науки и кино – чтобы не путать причины со следствиями, чтобы знать, кто на кого влиял, кто у кого учился. Это знание пригодится в любой профессии, потому что оно основано на постижении логики. А винегрет из знаний в памяти не оседает! И потому полезно, что в «сотню» попали немые фильмы десятых – двадцатых годов и предвоенные ленты. Пользительно! — как говаривал матрос Чижик.
Между нами и фильмами той поры пролегли те же 70 – 100 лет, что отделяли авторов предвоенной программы по литературе от «Капитанской дочки», «Отцов и детей», «Севастопольских рассказов».
Немногие школьники умеют смотреть старые фильмы. Тем полезнее уроки, которые раскроют для них красоту изобретательного, тонкого кинематографа классической поры. Настоящая учёба – это всегда преодоление, а не попкорн, это радость труда, а не «уикенда». Школа должна не потакать, а напитывать. А у старых фильмов есть, чему поучиться. Прежде всего, они природосообразны, они не подавляют человека взвинченным клиповым темпом, в них нет веществ, вызывающих привыкание и порабощение. В них ощущается высокая цена любви, подвига, смерти. В них находилось место небу, а «продакт плейсмент» выражался только в образах Родины, а в картинах, не вошедших в список – ещё и партии. Впрочем, одна сугубо коммунистическая картина в список вошла — это «Юность Максима». В отличие от «Чапаева», не говоря уж о «Тихом Доне», в этом фильме царит партийная однозначность оценок. Но без Максима, без этого питерского Тиля Уленшпигеля, невозможно понять, чем жило предвоенное советское поколение – поколение фронтовиков. Среди нынешних старшеклассников встречаются и «леваки», и «правые» — пускай учатся не только спорить, но и формулировать выводы.
Звуковой ряд старых фильмов – это особый разговор. Мелодии вплетались в действие. А в нынешних клиповых картинах музыка просто постоянно грохочет или механистично пиликает на заднем плане. Лишь бы побольше гамбургеров впихнуть в клиента. Это уже не драматическая музыка, а варево, мешанина. Даже симфонические оркестры звучат холодновато, опреснённо. А старенькие фильмы научат воспринимать Прокофьева, Шостаковича, Свиридова, Овчинникова, Таривердиева, Петрова – это же счастье! От современных лент они отличаются, как ключевая вода (ну, ладно – порой и клюквенная, а нередко – квас!) от кока-колы.
Говорят: нынче темп жизни таков, что требует угарного, истерического искусства. А вы откройте историю какого-нибудь 1713 года, не говоря уж о 1613-м. Поверьте, наши деды успевали не меньше, чем мы! Но не теряли обстоятельности, находили время, чтобы «остановиться, оглянуться». К бешеным скоростям, в которых теряется смысл, теряется человеческий масштаб, нас приучают только из коммерческих соображений, это очередная уловка.
В истории каждого искусства есть скоротечный, но незабываемый классический период. Мы не ждём сегодня современных опер, да и в изобразительном искусстве, как бы ни старался Гельман, академия продолжает властвовать над умами. У публики срабатывает инстинкт самосохранения.
Сиротливо выглядит в сотне единственный мультфильм – «Ёжик в тумане». Думаю, этот род искусства заслуживает, как минимум, отдельной десятки. Тем более что и времени на просмотр потребуется меньше. Скажем, «Война и мир», «Тихий Дон» и «Щит и меч» длятся по пять часов, а «Ёжик в тумане» — меньше 11-ти минут.
Перечислю несколько фильмов, которых мне не хватает в «сотне»: «Суворов» Пудовкина, «Детство Горького» Донского, «Степень риска» Авербаха (не только честный рассказ о работе врача, но и встреча с актёром Борисом Ливановым!), «Телеграмма» — самый совершенный фильм Ролана Быкова, «Служили два товарища» Карелова, «Майские звёзды» — на мой взгляд, лучший фильм Ростоцкого, лаконичный и чистый.
Из другого ряда – «Укрощение огня» Храбровицкого. Кого-то покоробят «идеологические» эпизоды этого фильма, хотя их там минуты на три из трёх часов – поменее, чем во многих фильмах списка. Зато – какой заряд на созидание, на труд, который не идилличен, но героичен. Волевой, ершистый, подчас эгоцентричный герой Кирилла Лаврова – это, конечно, не Королёв, это «фантазия на тему». Но у нас острый дефицит таких героев – и в литературе, и в кино. Всё больше «лишние», придавленные люди, а тут – победитель, настойчивый главный конструктор.
И, самое главное, картина эффектна. Сцену смерти конструктора на обочине сельского шоссе, под дождём, когда грузный академик прикрывает его тело пиджаком, оператор Юрий Вронский снял так, что в любой хрестоматии без неё не обойтись.
Важная картина – «Когда деревья были большими», если хотя бы каждый десятый школьник её полюбит – значит, не зря мы огород городим. Хотелось бы приоткрыть для школьников миры Вампилова и Володина.
Лучшие экранизации Вампилова – «Старший сын» и «Отпуск в сентябре» — состоялись на телевидении, а телефильмы в список не попали, видимо, по принципиальным соображениям. Но володинская «Старшая сестра» стала фильмом, который не помешал бы в списке. Хотелось бы видеть в школьном каноне и «Жестокость» — экранизацию повести Павла Нилина, в которой и незаржавелый конфликт, и полноценные работы лучших наших киноартистов – Андреева, Крючкова, Юматова.
Из Шукшина взяли «Калину красную» и «Печки-лавочки». А что, если поменять «Печки» на «Вашего сына и брата» или «Странных людей»? Думаю, короткие новеллы, из которых состоят эти картины, идеально подходят к формату учебного просмотра. Это касается и «Майских звёзд».
Нет в списке фильмов Ивана Пырьева – а ведь это и лубок, и эпос. Да, все его «советские» картины требуют комментариев, но такой разговор в школе полезен. А снято лихо, заразительно, по-русски.
К непревзойдённым сказкам Роу и Птушко (в них Русью пахнет!) я добавил бы образец европейской, андерсеновской истории в нашем кино – «Старую, старую сказку» Кошеверовой. Не нужно страшиться и экранизаций литературной классики – это раньше можно было сетовать, что они отвлекают от чтения. В нынешней ситуации фильмы скорее пробуждают интерес к книге. Признаться, я обменял бы означенного «Дядю Ваню» на «Маскарад» или «Казаков», «Воскресение» или «Преступление и наказание». Славные памятники нашему литературоцентризму! Тут нет отстранённого почтения к классике: литература переплавлена, она превращается в фильму.
Некоторые картины, мне кажется, можно оставить «на потом», а школьный курс подготовит к их восприятию. Это «Зеркало», «Иди и смотри», «Маленькая Вера», «Охота на лис», а вот «Крылья» и «Восхождение» преподнести в школе неимоверно трудно, но всё-таки нужно.
Хорошо, что составители обратили внимание на фильмы о школьниках – среди них было немало талантливых и социологически поучительных. Правда, «А если это любовь», мне кажется, послабее других работ сценариста И.Ольшанского – «Дом, в котором я живу», «Не забудь: станция Луговая», «Трое вышли из леса», «В ожидании чуда». Впрочем, возможно, выбор составителей обоснован педагогической целесообразностью, а это – дело святое.
А разве можно считать иностранными очень важные для нас фильмы, вышедшие на киностудиях бывших союзных республик: «Отец солдата», «Никто не хотел умирать», «Весна на Заречной улице», «Зимородок» (жаль, что забыта эта истинно христианская лента «Беларусьфильма»)?
А вообще – спасибо тем, кто сформулировал и не бросил в беде эту идею. Нашей киноклассике давно пора стать хрестоматийной де-юре. Без ссылок на фильмы и так уже не обходятся уроки литературы, истории и русского языка…
Проект списка «100 фильмов», которые могут быть рекомендованы для просмотра в школах
Новостная служба На сайте Министерства культуры обнародован проект списка фильмов, рекомендованных для изучения в школе. Этот список будет отправлен в Министерство образования для дальнейшего утверждения. |