1
24 февраля медицинская общественность нашей страны отметила столетие со дня рождения выдающегося православного ученого-психиатра Дмитрия Евгеньевича Мелехова, известного как один из основателей так называемой “социальной психиатрии”, изучающей социальные аспекты психических заболеваний. Особенно велики его заслуги в развитии исследований трудоспособности психических больных и возможностей их адаптации в обществе. Он был и организатором здравоохранения, в 1951–56 гг. являлся директором Московского Института психиатрии.
Д. Е. Мелехов родился 23 февраля 1899 года в Рязани в семье потомственного священника Евгения Петровича Мелехова (репрессированного в 1923 году за неподчинение известному указу Ленина об изъятии церковных ценностей). В 1926 году окончил медицинский факультет МГУ. В 20-х годах являлся активным участником московского евангельского кружка, за что подвергся аресту. Он был духовным чадом отца Сергия Мечева, расстрелянного в 30-х годах. Долгие годы дружил с тайно рукоположенным священником Глебом Каледой, известным ученым-геологом, и с о. Александром Менем. Д. Е. Мелехов, живший в годы богоборческой власти, насильственно насаждавшей материалистическую идеологию, в том числе и в психиатрии, развивал иное, основанное на православной традиции понимание психических заболеваний и подходы к их диагностике и лечению. В 70-е годы он написал ряд глав оставшегося незаконченным руководства “Психиатрия и вопросы душевной жизни”; они распространялись в “самиздате” и впервые были опубликованы лишь в 1991 году. Исходной для Д. Е. Мелехова явилась пронизывающая “весь многовековой религиозный опыт богословского и практического подхода к личности в христианстве” идея о трихотомическом ее строении как состоящей из духа, души и тела. Когда эти три сферы находятся в согласии, в гармонии друг с другом — что достигается только при условии преобладающего влияния сферы духа — говорят о здоровье (святитель Феофан Затворник и Никодим Святогорец). Психическая болезнь — это обусловленное телесными нарушениями повреждение души, которое может быть “непосредственным следствием личных или семейных грехов”, то есть иметь “непосредственную духовную причину”. Но эта причина может вызывать и душевные страдания, не являющиеся признаками болезни. Поэтому “первая задача” и для священника, и для врача, “если он верующий человек”, определить, что в душевном состоянии страждущего вызвано духовной причиной и что есть проявления психического расстройства. Д. Е. Мелехов подчеркивал особую важность различения у душевнобольных между религиозными переживаниями как признаками болезни (что частично может относиться к “ложной мистике” или состояниям “прелести”) и религиозными переживаниями как проявлениям “положительной здоровой мистики”. Это положение является особенно важным, поскольку некоторые врачи-психиатры, выросшие в атеистическом обществе, могли рассматривать обычную религиозность у душевнобольного как симптом помешательства, то есть как религиозный бред, и пытались лечить его медикаментозно. Д. Е. Мелехов писал: “для врача недопустимо при исследовании больного «сходу» трактовать всякое религиозное переживание как патологию или заблуждение и тут же в процессе исследования начинать антирелигиозную пропаганду или демонстрировать свое элементарное догматически материалистическое отношение к религиозным исканиям или сомнениям своего пациента”. Вместе с тем он предостерегал и священников от того, чтобы все случаи душевного расстройства рассматривать как проявления бесоодержимости и брать на себя их устранение исключительно “духовным лечением”. Историческим примером такого “невидения” духовником психического расстройства являлась, по мнению Д. Е. Мелехова, болезнь Н. В. Гоголя, сведшая его в могилу. Писатель страдал приступом тяжелейшей депрессии, требующей лечения, в то время как его духовник советовал ему “бросить все и идти в монастырь”. Д. Е. Мелехов призывал к тесному сотрудничеству священника и психиатра при лечении верующих душевнобольных.
Д. Е. Мелехов не прошел мимо такого часто обсуждаемого вопроса, как влияние душевной болезни на творческий и на духовный процессы. Хотя он указывал на то, что “в ряде случаев на разных этапах болезни происходит <…> выявление ранее незамеченных творческих возможностей”, однако считал “грубой ошибкой” “наивные попытки объяснять болезнью, «выводить из болезни» мировоззрение и творчество писателей и общественных деятелей”. Ссылаясь на пример Ф. М. Достоевского, он подчеркивал, что тот “был гениальным писателем «не благодаря, а вопреки» болезни”. Вместе с тем Д. Е. Мелехов не оспаривал того факта, что болезнь наложила яркий отпечаток на все произведения писателя: “гениальность, конечно, не болезнь. Но болезнь гения является фактом большой художественной и духовной значимости у Ф. М. Достоевского”. Наконец, анализируя описание болезни князя Мышкина, данное в романе “Идиот”, Д. Е. Мелехов пишет, что “переживания болезненного происхождения, непосредственно связанные с динамикой болезни, при определенных условиях могут стать источником положительного духовного опыта”. Более того, уже опираясь на пережитое им самим кратковременное психическое расстройство, Д. Е. Мелехов считал, что его содержание может иметь глубокий духовный смысл. По выходе из состояния наркоза в связи со сложной операцией он пережил ощущение торжественного богослужения и оценил его таким образом: “с точки зрения клинического и психофизического уровня понимания это было онейроидное состояние на выходе из нарушения сознания при кризисном окончании тяжелого состояния интоксикации. И ничего более. С точки зрения духовного уровня суждений это было достоверно данное великое ободрение и утешение, позволившее впервые осознать весь этот период как время посещения (ср. Лк 19:44: Ты не узнал времени посещения твоего)”.
Торжества, посвященные столетию со дня рождения Д. Е. Мелехова, начались с открытия мемориальной доски на административном корпусе московской городской больницы им. П. Б. Ганнушкина. Открытие освятил протоиерей Артемий Владимиров. Состоялась конференция, на которой были заслушаны доклады и воспоминания о Д. Е. Мелехове. В них, в частности, впервые была освещена его деятельность как православного психиатра и дана характеристика его личности как глубоко верующего христианина (в докладе доктора мед. наук А. В. Медведева “Жизненный путь Д. Е. Мелехова” и в воспоминаниях канд. биол. наук О. П. Мелеховой и канд. мед. наук В. В. Мелехова).
Примечания
- © А. В. Медведев, 1999 ↩