Когда вы в последний раз благодарили Бога?
«Как же так? Он мне всем обязан, я для него и то, и это, а он…!» — возмущаемся мы, забывая слова Господа: «Не десять ли очистились? Где же девять?» (Лк.17:12), сказанные после исцеления десяти прокаженных, когда лишь один — не иудей, а самарянин — вернулся поблагодарить Его.
Мы живем в очень благополучное для покаяния время. Почему? Сейчас есть возможность для частой, сознательной исповеди, и верующие регулярно приступают к этому таинству. Так было не всегда. Наши дедушки и бабушки — сколько раз за всю жизнь они исповедались? Многие не знали даже, что это такое.
Слава Богу, в наши дни в доступе есть духовные книги — творения святых отцов, сборники бесед и так далее; множество священников всегда готовы помочь и подсказать; есть православные радиостанции. Мы заново открываем для себя свою веру — не просто как давнюю традицию, а как часть жизни. Всегда есть возможность прийти на исповедь и покаяться. Поругалась со свекровью, невесткой или мужем; накричал на детей, эгоист, бранился, не хожу в церковь — обо всем этом можно рассказать в любой день.
Но грех — не всегда то, что записано на «скрижалях сердца».
Согрешить можно не только делом, но и не-деланием.
Например, можно сколько угодно каяться в неприязни, ненависти, желании отомстить и прочем, но мало кто сожалеет о том, что не проявляет достаточно любви к ближнему или не молится так, как мог бы; или не сопереживает, не помогает так, как можно было бы помочь.
Редко приходит в голову мысль о том, что и Бога мы благодарим крайне мало. Подумайте, когда в последний раз наше сердце обращалось к Нему с благодарностью за хороший день, за счастливый миг, за саму жизнь, которую Он дал нам! Вместо этого мы приходим на исповедь и плачем: «Она столько добра от меня получила, а в ответ… Я для детей все делала, а они… Вместо манны — желчь, вместо воды — уксус!»
«Всю жизнь на детей положила, а они…»
Особенно часто можно услышать подобные жалобы от родителей. «Мы о них так заботились, и что теперь? Внуков не привозят, не звонят, думают только о себе! А мы им и квартиру, и машину, и образование — все дали! Неблагодарные! И все им мало — даже накопления на старость отобрать хотят!»
Одна пожилая женщина пришла ко мне, сетуя на дочь, которая уговаривала ее — причем довольно агрессивно — переоформить на нее дом в доказательство своей любви.
— Даже не думай! — сказал я старушке. — Останешься на улице. Если ты действительно любишь свою дочь — не потворствуй ей. Ничего не переоформляй.
Когда женщина объявила о своем решении дочери, та сначала накричала на нее, а затем перестала общаться. Старушка снова пришла ко мне и сказала:
— Она со мной не разговаривает!
— Ну, что ж, — сказал я. — Если до этого она общалась с тобой только из-за дома, значит, не сильная между вами была любовь. Она не в глаза тебе смотрела, а в кошелек. Ей важна была не ты, а то, что у тебя есть.
Ярчайшая иллюстрация неблагодарности в Евангелии — чудо с десятью прокаженными. В те времена эта болезнь была весьма распространенной и никак не лечилась. До середины ХХ века и у нас, в Греции, существовали колонии прокаженных (например, на острове Спиналонга), обреченных не только на невыносимые страдания, но и на страшную, одинокую смерть. Такое живое кладбище, куда людей отправляли на верную гибель и где до сих пор все напоминает о бесконечных страданиях.
Во времена Христа ситуация была еще хуже. Прокаженных отовсюду гнали, заставляли носить на шее специальные колокольчики, предупреждавшие своим звоном о приближении больного. Никаких болеутоляющих средств тогда не было, и страдания продолжались изо дня в день.
В таком вот состоянии жили те самые десять прокаженных. В Евангелии говорится, что Господь Сам приблизился к ним, и когда они попросили об исцелении — исцелил их, сказав непременно пойти в Храм показаться священникам. Но ни о какой благодарности не было и намека — и в этом все благородство Христовой любви. Господь не ожидал ничего взамен от тех, кому спас жизнь. Более того: Он, Бог, прекрасно знал, что девять исцеленных не вернутся, чтобы поблагодарить Его — и, несмотря на это, дал им бесценный дар, новую жизнь.
Итак, прокаженные исцелились. Можно себе представить их радость! Позади — смерть, впереди — жизнь без боли и страданий. Конечно, чувство благодарности за новую реальность должно было переполнять их сердца! Но, опьяненные радостью, они моментально забыли о Том, Кто даровал им эту радость. Может быть, они поспешили к своим близким, может быть, устроили пир в честь своего выздоровления — девять иудеев и один самарянин.
Из Священного Писания мы прекрасно знаем о богоизбранности еврейского народа. Знаем и об особом отношении евреев к самарянам. Притча о милосердном самарянине, беседа с Фотинией-самарянкой — Господь Сам неоднократно говорит об этом отношении. В случае же с прокаженными Он нарочно использовал слово иноплеменник (Лк.17:18) — для чего? Чтобы напомнить всем нам простую истину: очень часто благодарность появляется не в ожидаемых, а наоборот, совершенно неожиданных случаях.
Стоит ли после этого обижаться и разочаровываться в людях? Вспомните: сколько раз мы видели добро от тех, кто нам ничего не был должен! Именно эти люди благодарили, поддерживали, утешали и помогали нам тогда, когда мы в этом нуждались — а не те, от кого мы рассчитывали получить помощь и поддержку.
«Ты мне — я тебе». Почему эти отношения обречены
Мне довелось побывать в Мати (город, сильно пострадавший при пожаре в 2018 году). Это страшное место. Единственное напоминание о прежней жизни здесь — прекрасные цветущие цикламены, свидетельствующие о пасхальной радости, победе Христа над смертью. Здесь живут люди, потерявшие близких.
В новостях сначала много говорили об этом городке, но со временем про него забыли, и сейчас его жители живут наедине со своей болью. Знаете, как бывает с ушибленной рукой? По прошествии времени, стоит ее застудить, она болит еще сильнее. Так и с этими людьми, да и с любым горем. Например, у одинокой матери умирает ребенок. Первое время ей все сочувствуют — соседи приносят еду (словно сейчас у нее отменный аппетит), звонят, интересуются и прочее. Но проходит время — и кто приходит к ней, кто приготовит для нее вкусные фаршированные перцы, которые, хоть и не исцелят от горя, но, по крайней мере, отвлекут ненадолго?..
При отношениях «ты мне — я тебе» о любви можно забыть.
У нас на Крите говорят, что виноградник делит семьи пополам.
Растут дети в бедной, но дружной семье, делятся последним куском хлеба, а став взрослыми — вроде бы и жизнь уже устроена, — начинают ругаться из-за виноградника.
Из всех десяти прокаженных вернулся лишь один, самарянин. Он вернулся поблагодарить Господа, памятуя о том, что с ним было совсем недавно и что теперь.
У Христа же, помимо Божественного величия, было еще одно поразительное качество. Он не жаловался. Помните об этом и не забывайте каяться на исповеди в ропоте — потому что ропот есть великий грех.
Перевод Елизаветы Терентьевой