Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами. И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.
Мк. 8: 34 — 9: 1
Евангелие от Марка, которое мы сегодня слышим, Евангелие Недели после Воздвижения, говорит о том, что за Христом надо следовать, взяв свой крест. Кресту в истории человечества была суждена очень тяжкая и странная роль.
В эпоху догосударственного христианства крест был символом поругания, позорной казни. Можно было бы ожидать, что с повсеместным утверждением христианства крест будет окружен почитанием и уважением. Но с не меньшим усердием, чем язычники былых веков, крест подвергают поруганию сами христиане.
Ни один христианский символ, ни один знак нашей принадлежности к вере во Христа не становится столь пререкаемым, как крест.
Расхожим местом в беседах христиан между собой становятся нелепые фразы: «Я несу свой крест… Это, наверное, мой крест…» И рядом — наши рассуждения о том, что не дается креста не по силам. Рассуждения, имеющие, как правило, своим предметом не нас самих, а кого- то другого. Что, мол, он страдает? Не знает, что ли, что Бог ему крест такой дал? А креста не по силам не бывает. Очень удобно отгородиться этой формулой от чужой беды. Удобно и кощунственно.
Не дает Господь нам страданий. Невозможно себе представить, чтобы Христос спокойно и даже с некоторым удовлетворением — «так и надо падшему человечеству» — наблюдал за страданиями людей, да еще и посылал их, испытывал нас на излом.
Ему нет нужды испытывать. Он знает, что человеческий состав очень хрупок. Что пленка христианства, порядочности и цивилизованности на каждом из нас очень тонка. Все знает об этом Христос. Все это было Ему известно еще до воплощения Своего от Пречистой Девы. И не дает Христос креста.
Неверно утверждение: Христос дает крест. Не дает! Сам берет крест, Сам несет его за всякого человека. А когда говорит: «Кто хочет идти за Мною, да возьмет крест свой», — имеет в виду совершенно иное. В первую очередь несносность нашего характера, нашу склонность ко греху. Это то, что нас распирает изнутри. То, что распинает нас, нашу добрую душу. И в этом же отрывке евангельском — не обещание бесконечных трудностей и проблем, через которые, как через барьеры, должен будет переступать человек. Иное обещание в нем содержится: «Истинно сказую вам, некоторые из здесь стоящих увидят Царствие Небесное, явившееся в силе».
К чему захочет человек прилежать, тем он и станет. Захочет он непрерывно ныть и сосредотачиваться на своих проблемах, болячках — и будет вечно немощным. Не даст Христу доверия и дружбы — и отойдет Спаситель, не будет стучаться. Да, нелегка жизнь людская, много у каждого из нас своих, иногда кажущихся совершенно неразрешимыми, трудностей. Но не Христос внедрил их в нашу жизнь. Не Христос посылает нам болезнь.
Грех человеческий, сгущающийся в мире, — он присылает нам боль. И он же возводит Христа на крест. Неестественно для христианина такое смиренничанье: «Вот, болею, ну и пусть. Воля Божья!» А естественно: «Господи, внутри всякой боли, страдания, кончины, предстоящей мне, я Твой! Не лиши меня Своего Царствия. Не лиши меня Своей дружбы. Не лиши меня Своего общения. Я что смогу, то сделаю. А Ты меня подкрепи. Ты дай мне силу сделать то, что мне надлежит, и перенести то, что для меня тяжко».
Из книги «Жаждущий пусть придет. Беседы на воскресные и праздничные евангельские чтения», вышедшей в издательстве «Никея».