— Как изменилась сегодня работа психологов на горячей линии? Что больше беспокоит людей — страх заразиться, боязнь замкнутого пространства, обострение каких-то хронических заболеваний?
— Можно сказать, что работа меняется до сих пор. Сначала большинство обращений, связанных с коронавирусом, касалось оформления пропусков, симптомов заболевания. Теперь возросло число других. Многие люди боятся заражения, обострения хронических болезней, беспокоятся о своем здоровье и здоровье своих близких, жалуются на психосоматические расстройства и расстройства пищевого поведения.
Увеличилось число запросов, связанных с трудностями во взаимоотношениях: супружеские конфликты, конфликты с родителями и проблемы с детьми, разрывы отношений. Ощущение одиночества и безысходности, депрессивные мысли, творческие кризисы, дефицит общения, тревога за будущее — проблемы, тоже сильно волнующие людей.
— Сколько времени оператор может посвятить позвонившему? Есть ли тут какие-то ограничения?
— В среднем разговор занимает 50–60 минут. Но все зависит от тяжести состояния обратившегося. Это и есть то ограничение, которого мы стараемся придерживаться. Практика показала: если разговор продолжается дольше, то он, скорее всего, идет по кругу. Это значит, что ситуация или проблема нуждаются в более длительном внимании и глубоком понимании.
Тогда мы рекомендуем обратиться в подразделения Московской службы психологической помощи. Там специалисты проводят приемы, чтобы поработать над темой с психологом не раз и не два. Сейчас наша служба целиком перешла на удаленный формат работы, консультанты принимают онлайн, ведут вебинары, круглосуточно работает чат на нашем сайте.
— Распределены ли специалисты в зависимости от темы — допустим, нарколог, психиатр, депрессии, пограничные расстройства, суицидальные настроения? Или они в этом смысле универсальны?
— Специалисты телефона неотложной психологической помощи 051 работают с любыми запросами, так как важным мы считаем не специфику проблемы, — хотя она безусловно есть, и мы ее всегда держим в голове, — а контакт между двумя людьми, поддержку и нормализацию внутреннего состояния позвонившего. Понятно, что вопрос депрессии или наркомании не решается по телефону, поэтому специалисты могут порекомендовать центры, куда человек может обратиться помимо нашей службы.
— Как действовать, когда обращаются в ситуации насилия (в том числе психологического) в семье? Участились ли такие обращения сегодня?
— В особо критической ситуации мы обращаемся в службу 112, которая, в свою очередь, вызывает полицию или скорую.
Насилие никогда не может быть оправдано. Это однозначно злоупотребление одной личности над другой. И никакая эпидемиологическая ситуация не должна помешать обратиться в полицию. Нужно кричать об этой ситуации и призывать на помощь. Жертвы, к сожалению, зачастую из-за чувства стыда не делают этого. Но нужно помнить, что насильники боятся огласки.
С марта 2019 года телефон неотложной психологической помощи 051 участвует в программе «Ребенок в опасности» и принимает обращения от всех, — чаще всего, соседей, — кто явился свидетелем (слышал крики детей) или подвергся насилию. Получив такой звонок, мы обращаемся в органы опеки, а в особо острых случаях – еще и в полицию.
— Часто ли звонят не те, кто сами каким-то образом страдают, а их родные или близкие? Можно ли в такой ситуации «дистанционно» помочь или нужно обращение именно того, у кого депрессия, какие-то другие состояния?
— Да, такие звонки не редки, но тогда разговор строится все-таки вокруг трудностей этого позвонившего человека. Нас просят позвонить родственнику или знакомому, но мы не можем этого делать, так как считаем, что это уже будет насилие с нашей стороны, как будто мы против его воли хотим «причинить ему добро». Исключения составляют обращения, связанные с угрозой жизни человеку, но тогда мы прибегаем к помощи полиции и скорой.
По телефону 8 (495) 870-45-09 в круглосуточном режиме 10 психологов принимают звонки. От москвичей, находящихся дома в режиме самоизоляции, с 23 марта по 7 мая поступило более 19 тысяч обращений.
На круглосуточный телефон неотложной психологической помощи «051» (8 (495) 051 — с мобильного) с 23 марта по 7 мая поступило более 1,4 тысячи обращений, связанных со страхами и переживаниями из-за пандемии коронавируса.
— Удается ли психологу самому сохранять спокойствие и не допустить собственного выгорания? Что помогает лично вам?
— Из-за непростой ситуации, которую мы сейчас переживаем, мы все находимся в напряжении. И психологи, конечно, не исключение.
Чтобы сохранить в этот период спокойствие и предотвратить выгорание, необходимо отслеживать свои мысли, действия, ощущения. Особенно те, из-за которых может развиться стресс или усилиться негативные эмоции. Для наших специалистов важно проведение супервизий, на которых мы обсуждаем сложности в работе с коллегами с большим опытом. Психологи тоже обращаются за помощью и поддержкой друг друга.
Лично мне помогает рефлексия ценимых мной других людей. Недавно я прочла у Сергея Гандлевского, что сейчас самое время дать волю лучшему из земных чувств — жалости. Сначала, понятное дело, к себе, а потом — и к окружающим.
— Как можно помочь близкому человеку, если он находится в подавленном, тревожном состоянии, не видит смысла в жизни, потерял работу?
— Быть к нему сострадательным. Нам все время кажется, что нужно делать что-то особенное, причем главное здесь слово «делать». Мы склонны недооценивать простое, но неугасаемое присутствие рядом, даже в молчании. Но ведь многие из нас слышали в ответ на вопрос «Чем я могу тебе помочь?» — «Просто побудь, поговори со мной».
Подавленное, тревожное состояние или потеря смысла, работы — пугают. Как будто мы должны срочно все исправить и найти выход. Но мы не должны. И не надо требовать этого от себя. Лучше провести с этим человеком не один вечер, поговорить с ним хотя бы онлайн. Это бесценно и очень духоподъемно для него.
Но сострадательным нужно быть и к себе. Не стоит требовать от себя слишком многого. И прощать себе моменты слабости. Не уничтожать себя за неудачи. Только тогда можно помочь и другому.
Фото: Unsplash