Наш собеседник – председатель правления Благотворительного фонда сохранения духовного наследия преподобного Сергия Радонежского, член Рабочей группы при президенте Российской Федерации по подготовке к празднованию 700-летия преподобного Сергия Радонежского Андрей Юрьевич Молчанов.
Арсений Замостьянов: Андрей Юрьевич, с чего началось Ваше постижение образа святого преподобного Сергия Радонежского?
Андрей Молчанов: Всё начинается с Жития, со свидетельств о святом игумене – именно это произведение древнерусской литературы стоит краеугольным камнем в нашем постижении духовного подвига. Обратимся же ко словам Епифания Премудрого, составившего Житие нашего святого:
«Я удивляюсь тому, что минуло столько лет, а житие Сергия не написано. Я горько опечален тем, что с тех пор как умер этот святой старец, пречудный и совершенный, прошло уже двадцать шесть лет, и никто не дерзнул написать о нем – ни близкие ему люди, ни далекие, ни великие, ни простые: великие не хотели писать, а простые не смели. Через год или два после смерти старца я, окаянный и дерзкий, осмелился начать это дело. Вздохнув к Богу и попросив молитв старца, я начал подробно и понемногу описывать жизнь старца, говоря самому себе: «Я не возношусь ни перед кем, но пишу для себя, про запас, на память и для пользы». За двадцать лет у меня составились свитки, в которых для памяти были записаны некоторые сведения о жизни старца; часть записей была в свитках, часть в тетрадях, но не по порядку – начало в конце, а конец в начале.
Так я ждал в то время и в те годы, желая, чтобы кто-нибудь значительнее и разумнее меня написал о Сергии, а я бы пошел поклониться ему, чтобы и меня он поучил и вразумил. Но, расспросив, я услышал и точно узнал, что никто и нигде так и не собрался написать о старце; и когда я вспоминал или слышал об этом, то недоумевал и размышлял: почему тихая, чудная и добродетельная жизнь преподобного оставалась не описанной столь долгое время? Я несколько лет пребывал как бы в безделье и в размышлении, недоумевая, скорбя в печали, удивляясь умом, побеждаемый желанием. Наконец меня объяло непреодолимое желание хотя бы как-то начать писать, пусть немногое из многого, о жизни преподобного старца».
Замечательный образец древнерусского красноречия – хотя и в переводе на современный русский! Нам иногда кажется, что в старину время тянулось медленно и однообразно – а Епифаний Премудрый поспешал не торопясь и считал, что 26 лет – это позорно долгий срок для появления первого жития игумена всея Руси. 26 лет – как мало в масштабе многовековой истории! Но для нас 26 лет – огромный срок, в который вмещается многое. И Епифаний Премудрый чувствовал это куда острее нас, ведь подвижники насыщенно проживали каждую минуту.
Вообще, когда погружаешься в мир Древней Руси – появляется ощущение родства с далёким прошлым нашей Родины. Мы сверяем часы с подвижниками и героями того времени – и понимаем, что это живые люди, во многом – такие же, как мы. Только им ведомо было больше – через молитву, через подвиг аскезы.
А кем является Сергий Радонежский для России сегодня – во времена, когда святых «заслоняют» герои газетных полос, идолы шоу-бизнеса, новейшие идеологи?..
Я бы не стал вообще размышлять на тему, будто Сергий Радонежский принадлежит нынешней, сегодняшней России. Это – некорректно по той причине, что в значительной степени Сергий, наравне с князем Владимиром или Ярославом Мудрым и есть та самая Русь, которая была, есть и будет. Не сиюминутная, а вечная! И такая продолжительность русской истории является для нас скорее предметом восхищения, изучения и сбережения, чем поводом искать аналогии.
Впрочем, нет. Одну аналогию я приведу с удовольствием. Именно Сергию Радонежскому мы обязаны традицией символа Святой Троицы. Благодаря Сергию мы празднуем Троицу как праздник, благодаря ему же у нас есть жемчужина православия – Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Именно Троица спасла Русь и в 1612 году, когда ополчение князя Пожарского приняло неравный бой с иноземными захватчиками. Лавра тогда стала центром сопротивления и неприступной крепостью для врагов. Не устояла бы Русь, если бы не обитель преподобного Сергия. И вот в порядке аналогии – можем ли мы сказать, какую роль играет Троица для России сегодня?
Тогда какова, на Ваш взгляд, роль Сергия в отечественной истории?
Сергий – просветитель земли русской. Как я уже отмечал, ему принадлежит ни с кем в нашей истории не сравнимая роль в развитии духовного просвещения. Как оценить его подвижничество в строительстве монастырей, им начатом и подхваченном его учениками, притом, что всё это умещается в жизни одного человека?
Кроме того, Сергий – защитник земли русской. Никогда не бравший в руки меча, он благословил на битву с ордой князя Димитрия Ивановича. И с этой победы на Куликовом поле русские стали одолевать прежде непобедимого врага. Обрели через веру в Господа веру в свой народ.
Еще мы знаем, что Сергий – собиратель земли русской. Он умел усмирять «административный ресурс» русских князей, одним своим авторитетом принуждая их общему служению. Тихими, кроткими и смиренными увещеваниями усмирял он междоусобицу, полную страстей и нетерпения. Его роль в становлении Москвы – центра свободного и мощного русского государства – невозможно переоценить.
Лично мне близки слова выдающегося русского историка, мыслителя В.О. Ключевского: «Преподобный Сергий своей жизнью, самой возможностью такой жизни дал почувствовать заскорбевшему народу, что в нем еще не все доброе погасло и замерло; своим появлением среди соотечественников, сидевших во тьме и сени смертной, он открыл им глаза на самих себя, помог им заглянуть в свой собственный мрак и разглядеть там еще тлевшие искры того огня, которым горел озаривший их светоч». Точнее не скажешь.
Расскажите о мероприятиях, которые нас ожидают в связи с 700-летием игумена земли Русской.
Создано два центра организации празднования: Рабочая группа при президенте России и Оргкомитет Русской православной церкви, которые действуют в тесной взаимосвязи.
День рождения Сергия Радонежского – условная дата. 3 мая 1314 года. Церковь и паства, конечно, не остались безучастными к этому дню. Но, по традиции, для нас важнее другие дни… 11 мая Святейший Патриарх Кирилл осветил собор во имя преподобного Сергия Радонежского в Варницком монастыре. Этот монастырь основан неподалёку от места рождения святого и посвящён тоже Святой Троице. Его основали через несколько лет после обретения мощей преподобного Сергия… А земли, на которых он стоит, в те годы принадлежали благочестивым родителям преподобного. Проповедь произнёс священник Димитрий Руднев, директор гимназии при Варницком монастыре. А сегодня в Историческом музее открывается выставка, посвящённая Сергию Радонежскому. Выставка уникальная, как и подобает старейшему музею Москвы, который в последние годы снова приятно удивляет всех любителей истории.
Это уже свершилось. А основные торжества начнутся в середине июля в Троице-Сергиевой Лавре (18 июля – день памяти преподобного) и продлятся до поздней осени (21 сентября – день памяти Куликовской битвы).
Запланированы торжественные мероприятия, молебны, крестные ходы, паломничество и многое другое. Будут установлены памятники преподобному Сергию – в Москве, Минске, Симферополе, Астане и, наконец, на Куликовом поле. В производстве уже находятся несколько фильмов, в том числе для детей и юношества.
Масштабные реставрационные работы проходят в настоящее время в Свято-Троицкой Сергиевой лавре, которая в июле месяце предстанет перед посетителями в обновленном виде. Приглашаем всех совершить поездку туда.
Все это обеспечивается слаженной работой министерств и ведомств, координируемых названной Рабочей группой при президенте России. Важно и то, что мероприятия празднования распространяются за пределы России – на каноническую территорию Святой Руси.
И на Украину тоже?
Тема – больная для всех православных людей. Подчеркиваю – не болезненная, а больная. Мы глубоко переживаем за наших братьев и сестер, переживающих сейчас кризис своей государственности и самоидентификации. Деятельность политических экстремистов и церковных раскольников, проповедующих ненависть и насилие, заставляют отчетливо понять, что происходит с народом в отсутствие таких нравственных авторитетов как преподобный Сергий Радонежский, которого современники именовали крайне современным для сегодняшней Украины званием – «Вразумитель вождей».
Как Вы полагаете, что сегодня важнее – духовный подвиг Сергия или наше восприятие его роли в становлении Церкви и государства?
Мне кажется, лучшим ответом на вопрос будут слова Павла Флоренского: «Нравственная идея, государственность, живопись, зодчество, литература, русская школа, русская наука – все эти линии русской культуры сходятся к преподобному. В его лице русский народ осознал себя; свое культурно-историческое место, свою культурную задачу и тогда только, сознав себя, получил историческое право на самостоятельность». Тут невозможно разрушать целостность восприятия. Это как молитва.
2014 год – это не только год 700-летия преподобного, но и год 100-летия начала Первой мировой войны. Связаны ли эти памятные даты между собой, и если связаны – то как?
Да, действительно связь есть. Первая мировая война стала рубежным событием в мировой истории и, в частности, истории Европы. Некоторые авторитетные историки справедливо полагают, что двадцатое столетие началось для Европы именно с этой войны, которая там получила даже особое название «Великая война».
Память о Великой войне всегда бережно сохранялась в западноевропейских странах. В России, к сожалению, после 1917 года Великой войне было отказано в справедливой оценке, также как впрочем, и тому вкладу, который внесла Россия в умиротворение Европы. Война была обозначена несправедливой и империалистической, что совершенно не соответствовало исторической справедливости и дискредитировало роль России в мировой истории. Сегодня на территории РФ и других стран – бывших республик СССР практически нет памятников той войне, нет мемориалов, нет музеев. Нет памятников русским солдатам Великой войны и в Европе.
С началом войны многие русские солдаты попали в плен. Те из них, кто очутился в австро-венгерском плену, поначалу отправлялись в лагерь военнопленных в Южном Тироле. Оказавшись в плену на чужбине, будучи оторванными от Родины они были вынуждены сами строить бараки, заборы, вышки и пр. Но знаете, что они построили в первую очередь? Деревянную часовню святого Сергия Радонежского. Вот прекрасный пример того, что русскому человеку необходимо, чтобы почувствовать себя русским.
В наши дни Русскому Историческому Обществу Заграницей удалось разыскать фотографии её первоначального вида. Из них отчетливо видно, что строение носило временный характер, и больше свидетельствовало о благочестии и религиозных потребностях её строителей, чем о капитальности (долговечности) конструкции. Это было максимально возможное в тех условиях усилие людей, оторванных от Родины и плохо представлявших свои дальнейшие перспективы, но сохранявших в своей Вере память о своей Родине – России, веривших в неё.
Нами принято решение возродить часовню преподобного Сергия Радонежского на месте кладбища русских военнопленных Первой мировой. В этом году она – но уже не деревянная, каменная – будет возведена в Италии. Это будет нашим скромным вкладом в сохранение памяти о наших предках, отдавших жизни за Россию. Подтверждением того, что выразил короткой фразой президент В.В. Путин: «Мы своих не бросаем». Ни живых, ни мертвых.
Неужели всё продвигается столь гладко, без искусительных осечек?
Не торопитесь с выводами! Никогда не надо обольщаться. Всё идет, действительно, хорошо, но могло (и должно бы!) идти и лучше. Скажем, недостаточно задействованы международные организации, ЮНЕСКО, например. Налицо явно упущенная возможность вывести 700-летие на международный уровень. Это, между прочим, могло бы принести и дипломатические дивиденды: преподобный уникален тем, что признан святым не только православной, но и англиканской церковью, а также католиками Восточной Европы. Где и когда будет ещё такой прецедент? Здесь недоработали…
А есть у Вашей юбилейной миссии сверхзадача?
Все многочисленные мероприятия, которые уже проводятся или еще только будут проводиться призваны донести до каждого из нас то духовное наследие, которое завещал нам преподобный – своим личным примером аскетичного подвижничества во имя собирания, духовного просвещения и защиты земли русской, земли православия. Именно личный пример Сергия мы должны подтвердить в своей жизни стремлением к идеалу. Должны доказать, что являемся достойными его наследия. Достойными своей веры, истории, культуры.