Страна,
Фото: AFP / Ed Jones
Фото: AFP / Ed Jones
В Корее в 1970-х впервые ввели систему ЕГЭ. За десятилетия она менялась, но суть оставалась главной — все выпускники должны иметь одинаковые условия при поступлении в вузы. Востоковед Андрей Ланьков рассказывает, как менялись экзамены в Корее. Публикуем фрагмент из его новой книги «Не только кимчхи: История, культура и повседневная жизнь Кореи», которая недавно вышла в издательстве «Альпина нон-фикшн».

Сколько стоит обучение в вузе

Андрей Ланьков

В Корее сложились условия, когда, с одной стороны, успех или неудача на вступительном экзамене определяют всю последующую жизнь, а с другой — экзамены проводятся честно и дают шанс любому абитуриенту. Это сочетание кнута и пряника привело к тому, что учатся корейские подростки куда прилежнее, чем их сверстники в других странах.

Впрочем, разговоры о корейском «экзаменационном аде» немало преувеличены. Жесткая конкуренция касается лишь тех, у кого есть амбиции, в то время как те, кто готов удовлетвориться поступлением в третьесортный вуз, сейчас не так уж и напрягаются в старших классах.

Образование в южнокорейских вузах платное. По состоянию на 2019 год средняя плата за обучение составляла: для гуманитарных и общественных специальностей 5,9 млн вон (примерно $5400) в год, для естественных наук — 6,8 млн вон ($6200), для инженерно-технических специальностей — 7,2 млн вон ($6600). Существенно дороже, впрочем, стоило обучение медицинским специальностям и фармакологии — в среднем 9,6 млн вон ($8700) за учебный год. Следует помнить, что средняя зарплата в Корее в то время составляла 2,7 млн вон ($2500) в месяц.

Фото: moskvichmag.ru

Значительная часть корейцев считает, что высшее образование должно быть бесплатным. В начале 2010-х гг. плата за обучение в южнокорейских вузах была заморожена, и с тех пор, несмотря на инфляцию и рост доходов населения, остается на одном и том же уровне — к большому недовольству администрации вузов, деятельность которых все больше зависит от государственных субсидий. В последнее десятилетие, в условиях моратория на повышение платы за обучение, администрация вузов обратилась к новому источнику доходов — иностранным студентам. <…>

Понятно, что при таких настроениях и в обществе, и в правительстве вопросам поступления в вузы всегда уделялось чрезвычайное внимание. На протяжении всей истории корейской образовательной системы главная задача не менялась: ожидалось, что поступление будет устроено так, что влияние таких факторов, как место жительства или общественное положение и доходы родителей, будет сведено к минимуму, равные шансы будут у всех желающих и успех поступления будет зависеть лишь от способностей и трудолюбия абитуриента.

«Торговля дипломами»

Если говорить об истории корейской системы поступления в вузы, то можно выделить несколько этапов. На первом, с 1946 по 1968 год, вопросы поступления находились в ведении самих университетов, которые по своему усмотрению организовывали вступительные экзамены и отбирали будущих студентов. Дело не обходилось без коррупции. Правда, в те времена под «коррупцией» имелось в виду не столько поступление за взятку, данную кому-то из членов приемной комиссии, сколько полуофициальная продажа ректоратом права на зачисление в обмен на пожертвования в бюджет вуза (пожертвования эти делались вполне открыто и официально).

Кстати сказать, большинство ныне уважаемых частных вузов заложили материальные основания своего благополучия именно в те годы, в том числе и путем того, что по нынешним меркам можно назвать «торговлей дипломами». Например, Университет Ханъян, ныне занимающий 6–7-е место в корейском университетском рейтинге, в 1960-е гг. регулярно оказывался в центре скандалов, связанных с описанной выше полулегальной коррупцией на вступительных экзаменах.

Фото: Reuters

Дело тогда дошло до того, что ректора Ханъяна для дачи объяснений пригласили в парламент, где он и сказал депутатам: «Этот вопрос возник потому, что мы не получаем денег из бюджета. Если у нас будет бюджетная поддержка, мы не будем заниматься приемом в университет за деньги. Проблема возникла потому, что правительство и парламент не выполняют своих обязанностей в отношении университета». Эта речь вызвала возмущение у депутатов, но в ней была своя правда — впрочем, тогда у корейского правительства, пожалуй, и не было средств на то, чтобы щедро финансировать университеты.

Подобный подход, противоречащий главным принципам конфуцианского мировоззрения, разумеется, раздражал всех, и не в последнюю очередь — власть предержащих. Поэтому в 1969 году был введен единый государственный экзамен по ряду основных предметов из курса средней школы. Экзамен носил отборочный, предварительный характер. Те и только те выпускники школ, которые успешно его сдавали, получали право сдать вторую серию экзаменов, проводившуюся уже самими вузами.

При этом количество отобранных через государственный экзамен кандидатов в полтора (а потом — и в два) раза превышало количество мест в вузах — то есть только часть тех, кто сдал госэкзамен, становились студентами.

Почти как российский ЕГЭ

В начале 1990-х гг. последовала очередная реформа, создавшая систему, в несколько измененном виде существующую и сейчас. Тогда была введена система, в соответствии с которой единый государственный экзамен проводится в конце ноября.

По результатам этого экзамена, который в целом аналогичен российскому ЕГЭ, в основном и происходило зачисление в вузы. Правда, в XXI веке система была несколько усложнена, и значение ЕГЭ снизилось — хотя и поныне результаты этого экзамена остаются самым важным фактором при отборе будущих студентов.

Фото: GettyImages

Сейчас на поступление влияют, во-первых и в главных, результаты ЕГЭ, во-вторых, средний балл за время обучения в старших классах средней школы и, наконец, дополнительные экзамены, которые проводятся при поступлении уже самим вузом (подобные дополнительные экзамены проводит лишь небольшое количество наиболее престижных вузов).

Скорее всего, споры по поводу идеальной системы поступления в вузы в Южной Корее не окончатся никогда — слишком уж важной и болезненной для корейцев является эта тема. Тем не менее основанная на ЕГЭ система вступительных экзаменов отвечает главному, с точки зрения большинства корейцев, критерию — она позволяет максимально уравнять шансы всех абитуриентов.

День Большого Экзамена

Ноябрьский день, когда проходит экзамен, — это день особый. На один час позже начинают работать крупные фирмы и государственные предприятия. Во всех школах объявляется выходной. Делается это для того, чтобы снизить нагрузку на транспорт и дать возможность абитуриентам спокойно добраться до экзаменационных пунктов, которые оборудованы на базе средних школ.

Фото: Ренхап

В день Большого Экзамена объявляется режим повышенной готовности в полиции и на транспорте, причем транспорт работает по особому графику и по особым планам — его главная задача заключается в своевременной доставке экзаменующихся к местам проведения экзаменов. Наконец, в течение дня один раз на 30 минут прекращаются полеты гражданской и военной авиации.

Дело в том, что значительная часть школ находится в непосредственной близости от военных и гражданских аэродромов. В то время, когда школьникам зачитывается экзаменационный английский текст (зачитывается он по всей стране одновременно, минута в минуту), гул авиационных двигателей может помешать расслышать отдельные части текста и поставить школьников в неравное положение — поэтому полеты приостанавливаются. Раньше их приостанавливали в день экзамена дважды: не только во время аудирования, но и во время диктанта, но в 2013 году диктант из программы был исключен, и с тех пор полеты авиации в день Большого Экзамена прекращаются только один раз.

Кстати сказать, строительным фирмам рекомендовано (прямого запрета тут нет) воздержаться в этот день от проведения слишком шумных строительных работ — по той же самой причине.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.