Прежде всего, надо понимать, что владыка обращался к достаточно узкой аудитории, а именно, к девушкам и женщинам, которые хотят выйти замуж. В наше время, как показывает практика, далеко не все незамужние женщины могут найти достойного спутника жизни, а не попутчика на ограниченный срок.
Владыка утрирует и подчеркивает трудности семейной жизни, чтобы укрепить своих слушательниц в решении не быть излишне настойчивыми в стремлении выйти замуж. Отсюда и минорный тон беседы. Поэтому к этой беседе нельзя относиться, как к руководству к действию или инструкции, как создавать семью и строить семейную жизнь.
Владыка поднимает ряд важных вопросов, каждый из которых требует подробного комментария и обсуждения. Я коснусь лишь бутерброда с черной икрой, о которых сломали много копий в Интернете уже.
Сразу оговорюсь, что и в моей многодетной семье действовал тот же принцип: папе, то есть мне, давали побольше и повкуснее. Это вовсе не значит, что дети были голодными, это значит, что в большой семье, где средства ограничены, вкусненькое достается всем, но понемногу, а папе – чуть-чуть побольше, чтобы дети понимали, что он – глава семьи. А когда дети подросли, особенно сыновья, им давали и побольше, потому что у них аппетит большой.
Теперь хочу обратить внимание на то обстоятельство, что действие рассказа владыки происходило лет 25-30 назад, когда уровень и соотношение цен были совершенно иными. Подчеркивая, что бутерброд был с черной икрой, владыка показывает, что тогда даже многодетная семья могла позволить себе это лакомство, то есть в то время было во многом легче, чем сейчас. В этом я согласен с владыкой, нашему поколению ряд проблем было легче решать, чем нынешнему.
Детская память цепкая, и я помню, что в пионерском лагере 1-2 раза за смену давали бутерброд с черной икрой. Я хорошо помню также, что в 60-х годах прошлого века паюсная икра стоила 13 рублей, а сливочное масло – 2 руб. 90 коп. за килограмм. Значит, тогда икра стоила в 4,5 раза дороже, чем масло; молодой специалист получал 90-100 руб. в месяц. На такие деньги можно было купить 7-8 кг черной икры. Сейчас сливочное масло стоит 600-800 руб. за килограмм. Если бы соотношение цен сохранилось, то килограмм черной икры стоил бы 3 600 руб.
Как видите, если бы это было так, то и обыкновенная семья иногда могла бы позволить себе подобное лакомство. Однако килограмм черной икры стоит 30-40 тысяч рублей, то есть в 10 раз больше. Отчего? Да просто воротилы икорного бизнеса взвинтили цены в 10 раз и продают икру на внутреннем рынке по ценам, соответствующим внешнему.
Чтобы в XIX веке доставить икру в Европу, не имея холодильников, требовалось много сил и средств, и был риск, что по дороге она испортится, поэтому она была там очень дорогой. Теперь есть рефрижераторы и самолеты, но цены таковы, что приносят баснословные прибыли. И все молчат, и правильно делают, «с сильным не борись, с богатым не судись». Соваться в бизнес, где норма прибыли 1000%, опасно для жизни, а критиковать епископа и безопасно, и современно. Посмотрите любой современный фильм, в котором появляются духовные персонажи, все они показаны крайне негативно.
Конечно, все люди грешные, это относится и к духовенству. Идеализировать не надо, но и утрировать тоже не надо. Приведу характерный пример. В начале ХХ века некий священник за пьянство и растрату церковных денег был отдан под суд. Его должен был защищать знаменитый адвокат Плевако. Он заключил пари с В.И. Немировичем-Данченко, который присутствовал на этом громком деле, что ему потребуется 45 секунд, чтобы защитить своего подзащитного.
Когда настало время адвокату говорить слово, он, обращаясь к присяжным, сказал:
— Он вам 30 лет отпускал грехи. Отпустите ему и вы, люди русские, — и поклонился в пояс.
Подсудимый, чья вина была очевидна, был оправдан.
При чтении непримиримых откликов на беседу епископа Пантелеимона, которая, повторяю, проводилась с ограниченной аудиторией и с вполне определенной целью, создается впечатление, что наши соотечественники не великодушие проявляют, не ищут смягчающих обстоятельств, а, напротив, каждое лыко ставят в строку.
Раз великодушия нет, то, по слову А. С. Пушкина:
Мы малодушны, мы коварны,
Бесстыдны, злы, неблагодарны;
Мы сердцем хладные скопцы,
Клеветники, рабы, глупцы;
Гнездятся клубом в нас пороки.
Нельзя забывать, что, в отличие от фарисея, мытарь говорил лишь: «Боже, милостив буди мне, грешному». Пусть кто-то ошибся, сказал что-то, неудачно сформулировав свою мысль, так что же, высокомерно осуждать его за это? А где же любовь, которая «все покрывает»? А где уважение к возрасту, к жизненному опыту, к сану?
Нельзя забывать также и то, что «суд без милости не творящему милости».
Выступление владыки затронуло многие острые и болезненные темы, которые нуждаются в дальнейшем обсуждении. Мы постараемся принять участие в полемике, которая, надеемся, в дальнейшем примет конструктивный и доброжелательный тон.