Село это известно с середины XVI века, до недавнего времени называлось Янив, и славится своим богатым историческим прошлым. Сейчас в Иванове проживает более четырех тысяч человек, среди которых есть католики и протестанты. Большинство жителей села – православные, но на воскресных богослужениях в храме бывает около 150 человек. Отец Георгий – из закарпатских русинов, в Иванове служит священником с 1993 года.
«Будь честным, как верба»
– Когда я был ребенком, мои родители, люди набожные, приходили из церкви в Вербное воскресенье, и мама легонько гладила меня веточками освященной вербы по голове и говорила: «Будь честным, как верба». Или просто: «Будь честным».
Честный – от слова честь. Будь честным, будь добрым, послушным – много значений имеет это слово. На Закарпатье язык русинов и других национальностей, которые там живут, очень близок к церковнославянскому. Особенно у старшего поколения, потому что молодые из телевизора набираются всяких слов.
А когда мы идем из церкви с вербочками, каждый смотрит на нас и о чем-то задумывается. И никто не знает, что у человека в сердце происходит. Это тоже крестный ход, тоже своего рода проповедь Христа.
У своих бабушек-прихожанок я порасспрашивал, что они делают с вербой. Когда пекут паски (так на Украине называют пасхальные куличи), то освященной вербой их смазывают перед тем, как поставить в печь. Или просто дотрагиваются вербочкой и молятся, чтобы пасочка была красивая, чтобы хлеб был хороший. Христос же тоже говорил: «Я есмь хлеб жизни». Сакрально так люди относятся, с благоговением. А когда паски пекутся, вербочки кладут в печь, чтобы они сгорели. Новые же вербочки, принесенные из церкви, кладут за иконы.
А еще бабушки собирают освященные вербочки себе на смерть. Потому что их обязательно кладут в гроб как символ Воскресения. Кладут вместе с освященными цветами с церковных праздников, которые специально для этого собирают и бережно хранят. Я говорю одной такой бабушке: «Так у вас же целая кипа этих вербочек насобирается!» А она отвечает: «Ну и что?! Я с кем-нибудь поделюсь».
И когда нет дождя, засуха, или наоборот – буря идет: гремит, деревья гнутся – люди становятся на молитву: зажигают страстную свечку, поджигают над ней освященную вербочку, воскуряют дым от нее и молятся Богу. Читают «Живый в помощи Вышнего» и просят Бога отвести бурю, послать дождь и т.п. Люди молятся по соглашению и знают силу усердных молитв. И к вербочкам относятся как к святынькам. Но надо, чтобы при этом они не забывали суть праздника Вербного воскресенья – что это Вход Господний в Иерусалим.
«Такая леность ума у людей»
– Как жители вашего села относятся к празднику, воспринимают его смысл?
– Относятся как селяне – как люди, которые на земле живут. Конечно, повлияло и то время, когда священникам не разрешалось проповедовать. Люди мало знают, но относятся с благоговением. Уже заканчивается Великий пост, начинается Страстная седмица и все уже готовятся к Пасхе.
Но многие думают, что самое главное – это верба. Что нужно прийти в храм, чтобы батюшка освятил вербу.
Мы знаем, что верба – это символ Воскресения. По Типикону Вербное воскресенье называется «неделя ваий», когда народ с пальмовыми ветками выходил встречать Спасителя, идущего в Иерусалим, чтобы принять страдание и спасти нас. Но у нас же не растут пальмы, а растут вербы. И я объясняю, что в сам праздник мы берем вербы и тоже выходим навстречу Христу. Только многие этого не знают – может быть, такая леность ума у людей, что они не хотят углубляться.
– Как же вы объясняете людям, что мы празднуем?
– Рассказываю, что Вербное воскресенье предваряет суббота воскрешения Христом праведного Лазаря, поздравляю с окончанием Великого поста. И объясняю людям, что начинаются такие важные церковные службы. Обычно у нас в первую неделю Великого поста все идут в церковь – полный храм людей. А как наступает Страстная седмица, как правило, людей в церкви почти нет – все готовятся к Пасхе. Но готовятся гастрономически – чтобы на столе было всего побольше. Поэтому остаются вне их внимания церковные службы, Евангелие, обряды, таинства.
Я рассказываю людям, что нужно переживать вместе с Церковью путь страданий и крестной смерти Спасителя. Но люди в селе оправдываются тем, что не имеют времени, и мало кто хочет слушать.
«Так часто бывает в нашей жизни: сначала любят, а потом ненавидят»
– Какие же акценты вы делаете, чтобы люди поняли смысл праздника?
– Как говорил известный богослов, в основе этого праздника лежит ошибка. Люди встречали Христа как политического деятеля, который, как сын Давида, пришел, чтобы воцариться над Израилем и освободить его от гнета римлян. И чтобы израильтяне главенствовали. Они пели Ему «осанна», стелили свою одежду под ноги ослу, на котором ехал Спаситель, держали в руках пальмовые ветви и приветствовали Его. Прошло совсем немного времени, и те же самые люди увидят, что они не того человека хотели, и возненавидят Его, и будут кричать «распни». Так часто бывает в нашей жизни: сначала любят, а потом ненавидят.
Вот такая была ошибка. А Господь идет на страдания – Он для того и родился как человек, чтобы дойти до этого момента. Это страшно, Он знает, на что идет. И Господь показывает, как смиренно, с жертвенностью и любовью служить людям. Он берет Свой Крест.
А апостолам говорит: «Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?» И они говорят: «Можем». Иисус сказал им в ответ: «Чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, креститься будете…» (Мк. 10:35-45). Господь говорит о крещении кровью.
А когда апостолы спрашивают, кто из них будет главным, Иисус говорит им: «Вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10:35-45).
– Когда вы всё это рассказываете людям, они вас слышат?
– Знаете, Господь говорил, и тоже не все Его слушали. Возможно, не столько нужно рассказывать, сколько делать. Господь послал своих учеников и сказал им: «Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте» (Мф. 10:8). Это главное. Чтобы люди могли увидеть свет, добро. Наш духовный центр так и называется «Дорога добра». Ходить дорогой добра сейчас очень важно. Потому что можно говорить и проповедовать, а жить по-другому.
«Каждый человек интерпретирует по-своему»
– А вы рассказываете своим прихожанам, что нужно делать с вербой?
– Сейчас суета такая, все спешат взять вербу, толкаются. Возможно, мы не умеем это всё переломить. И практически никто не спрашивает, что делать. Сейчас столько советов в прессе. Им говоришь одно, но они себе слушают и делают как хотят. Мало есть таких верных христиан, которые имеют уши и слышат, которые готовы слушать и делать, пожертвовать своим временем.
Конечно, я напоминаю людям, что веточка вербы – это символ Воскресения Христова. И есть такое выражение: «Если ты умрешь прежде того, как умрешь, то ты не умрешь, когда будешь умирать». Как зерно пшеничное упадет в землю и если не умрет, то останется одно, а если умрет, то принесет много плода. И верба – это освященный предмет, который мы употребили на Вербное воскресенье. Верба сберегается в святом уголке вместе с иконами, а год прошел, и она как ветхая одежда сжигается. Потому что уже есть новое.
Но не нужно вербочкам придавать магическое значение, впадать в идолопоклонство какое-то. Потому что люди у нас склонны мистифицировать подобные вещи. Тем более что сейчас в светских СМИ много подобной информации: тем занимайтесь и этим – магия такая.
А ведь вербочки стали частью нашей жизни, вызывают у нас добрые воспоминания детства. И даже если были перегибы в ту или иную сторону, всё-таки христианство вносит смысл во все сферы нашей жизни.
Хотя в селе это в одном ключе воспринимают, а в городе по-другому. В Типиконе ведь есть много специальных молитв, касающихся сугубо сельской жизни – на освящение пасеки, на выгон скота и по многим другим разным поводам. Священники читают молитвы, чтобы Господь помог и сохранил хозяйство селян.
– Но ведь Вербное воскресенье, как и любой другой церковный праздник – он для всех верующих одинаковый, что в городе, что в селе. И отношение должно быть тоже более-менее одинаковым.
– Конечно, но каждый человек интерпретирует по-своему. Тот, кто имеет высшее образование – у него один взгляд может быть. А тот, кто закончил только сельскую школу и ничего не читал, он по-другому видеть будет. И каждому даны разные таланты. И даже если человек иногда неправильно делает, но от чистого сердца, по совести, то, думаю, Господь его за это не осудит. И Господь поправит – главное, чтобы люди по заповедям жили. А не занимались всякими манипуляциями, не верили всяким астрологам и прочим, помнили, что мы – христиане.