Вступившему в череду Страстной недели, следует вспомнить пасхальное Огласительное слово святителя Иоанна Златоуста:
«Кто благочестив и Боголюбив — насладись ныне сим прекрасным и радостным торжеством! Кто слуга благоразумный — войди, радуясь, в радость Господа своего! Кто потрудился, постясь, — прими ныне динарий! Кто работал с первого часа — получи ныне заслуженную плату! Кто пришел после третьего часа — с благодарностью празднуй! Кто достиг только после шестого часа — нисколько не сомневайся, ибо и ничего не теряешь! Кто замедлил и до девятого часа — приступи без всякого сомнения и боязни! Кто же подоспел прийти лишь к одиннадцатому часу — и тот не страшися своего промедления! Ибо щедр Домовладыка: принимает последнего, как и первого; ублажает пришедшего в одиннадцатый час так же, как и трудившегося с первого часа; и последнего одаряет, и первому воздает достойное; и тому дает, и этому дарует; и деяние принимает, и намерение приветствует; и труд ценит, и расположение хвалит».
Считается, что всякий, кто пришел на пасхальную службу, пусть даже тот, кто не был в храме весь Великий Пост, достоин Трапезы любви.
Но что делать тому, кто себя считает неблагочестивым, небоголюбивым, кто отнюдь не является «благоразумным слугой», кто, постясь, совсем не потрудился, кто не работал ни с первого, ни с последнего часа? И хотя щедрый Домовладыка принимает, ублажает, одаряет, приветствует, ценит, хвалит даже тех, у кого было «намерение» и «расположение», что делать нам, если у нас, с нашим окамененным нечувствием, намерение было лицемерным, а расположение – неискренним?
Что сделать, чтобы не остаться непричастным к празднику Пасхи?
Страстная неделя – это экзамен на нашу любовь к Богу, на нашу веру в то, что Господь нас любит.
Все богослужения этих дней с умилительными и назидательными песнопениями, церковными стихами, ветхозаветными реминисценциями, отрывками из Евангелия так или иначе проверяют нас на наше Боголюбие.
Вспомним, как звучит первая заповедь Христа: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22. 37-40).
И в другом месте: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13. 34-35).
Но зависит ли эта любовь от нашей воли? Разве мы можем как-то очень сильно-сильно захотеть, принять определенную позу, может, даже зажмуриться, чтобы ничто нам не мешало, и… полюбить?
А может быть, заставить себя самовнушением привести себя в определенное состояние? Но ведь ничего не получится. Значит ли это, что чувство любви к Богу от нас не зависит?
Зависит, и еще как зависит! Но это долгий и непростой путь.
Для того чтобы полюбить Бога, надо Его познать. Надо подчинить свою волю, сердце, душу «разумению» (как говорится в заповеди Христовой, «всем разумением твоим»). Для этого надо применить значительное умственное и душевное усилие: увидеть в личности Христа своего Спасителя, понять смысл акта Его любви в Боговоплощении, осознать крестную жертву Христову как смерть, на которую он добровольно пошел ради меня. Сможем ли мы остаться безучастным в результате такого познания? И да, и нет. А если сердце наше обледенело, и оно не отвечает на призывы разума?
В этом случае без опыта сердечной молитвы к Богу нам не обойтись. В том-то и парадокс: чтобы полюбить Бога, надо горячо попросить Его даровать нам эту любовь. Соединившись с Господом в молитве, мы постараемся преодолеть глубинную автономность своего «я», пожелаем в совершении этого важного для нас дела, начнем открывать свое сердце Богу.
В рассуждениях о молитве прибегнем к Святым Отцам. Молитва – прикосновение к достоверной реальности, обращение к Своему Творцу, прорыв в вечность, вкушение любви, открытие новой жизни, созерцание Света, осязание незримого луча, идущего от Фавора прямо в сердце, преображение души, одухотворение тела, Богообщение. Но это и борьба с демоном в глубинах сердца, заклинание темных сил, освобождение из плена греха и уз мира. Это отзвук таинственного песнопения, которым ангелы день и ночь славословят Творца, зрение Красоты Христовой. Это – огни отеческого дома, которые увидел, наконец, измученный странник, вернувшись на родину…
Индивидуальная молитва, конечно, важна, но как обойтись нам без церковной молитвы! Церковь, которую оставил нам Сам Христос как жилище Святого Духа дает нам такие силы, которые превращают в труху бетонные заграждения к нашему сердцу. Благодать Таинств отверзает наши очи горнему миру, испепеляет терния грехов, удобряет почву для семян любви, делает нас свободными, указует нам путь к познанию Истины.
Если вслед за царем Давидом мы воскликнем: «Вкусите и видите, яко благ Господь!» (Пс. 33. 9), то мы на верном пути к своей цели.
Кроме того, евангельская заповедь возвестила нам, что любовь к Богу подобна любви к ближнему. Это тоже не самый легкий путь. Гоголь в одном из своих писем к друзьям советует идти в мир и, прежде всего, приобрести любовь к братьям: «И сама собой выйдет в итоге любовь к Богу» (Из письма к гр. А.П.Т…..му). Эта любовь не умозрительная, не абстрактная, она требует большого, часто неблагодарного, труда. Этот путь тоже зависит от нашей воли. При этом нам не обязательно навязывать себя другим – просто надо быть внимательным к окружающим, видеть в них образ Божий и быть первым в помощи и служении им. И уж, конечно, быть снисходительным к другим и требовательным к себе. Без этого мы – не христиане.
В Великий Пост 2012 года мы все были свидетелями убийства Надежды Монетовой, матери двух маленьких детей, возвращавшейся в свой родной городок из Москвы, где она несла послушание по заботе о бомжах на Курском вокзале. Вот случай, который может проверить наши человеко- и Боголюбие: неужели мы останемся безучастными к судьбе детей, оставшихся без матери? Ведь Надежда на вокзале на протяжении долгого времени заботилась и кормила бездомных, то есть исполняла заповедь Христову и делала то, что каждый из нас за всю свою жизнь не делал ни разу…
Некоторые церковные писатели считают, что любовь к Богу особенно возгревается двумя состояниями зрелой человеческой души: покаянием и благодарностью, очень прочно связанными между собою.
Эти состояния в той или иной степени также зависят от нашей воли. Все наши страсти восстают против покаяния, но это одно из самых действенных возможностей стать истинным и искренним собеседником Бога. Покаяние – это проникновение света в темноту нашей греховной сущности. «О покаяние! – писал святитель Иоанн Златоуст. – Ты восходишь от земли на небо, превышаешь силы Ангельские, приближаешься чрез посредство Духа Божия к Престолу Господню».
Благодарность – пожалуй, одно из немногих человеческих качеств, которое приветствуется всеми людьми, в том числе и носителями нерелигиозного сознания. Однако одно дело благодарить за благодеяния людей (что, конечно, важно), другое – благодарить Бога за все, что происходит с нами не по нашей воле, в том числе, и за болезни, и за невзгоды, и за неблагоприятные обстоятельства жизни, и за безденежье, и за испытания, и за скорби. Ведь каждому из нас дается знание о не заслуженной нами и превосходящей нас милости, каждый из нас по опыту знает, что Господь нас любит, верит в наше спасение, надеется на исправление. Мы точно знаем, что мы живы, пока есть возможность идти к Богу.
В конце жизни святитель Иоанн Златоуст сказал: «Слава Богу за все, а особенно за скорби!»
Тем же духом благодарности Богу за скорби проникнуто одно из самых пронзительных стихотворений И. Бродского, заканчивающегося такими строчками:
Что сказать мне о жизни? Что оказалась длинной.
Только с горем я чувствую солидарность.
Но пока мне рот не забили глиной,
из него раздаваться будет лишь благодарность.
Будем внимательны к службам Страстной недели, каждая из них – сокровищница церковного творчества, кладезь духовной мудрости, но главное – она направлена в сердцевину нашей души. Пусть мы делаем только первые шаги к боголюбию, пусть мы придем вместе с «последними», но наше намерение познать Бога, наш молитвенный труд, наше расположение к покаянию не позволит нам стать незваным гостем на чужом пиршестве.
Читайте также: