И Страстная седмица, и праздник Светлого Христова Воскресения здесь проходят по-особому. Во всех храмах небольшого острова, на котором живет около 16 тысяч жителей, богослужения собирают православный народ, и много семей приходит на них с маленькими детьми и даже младенцами. А в пятницу духовенство и прихожане тридцати церквей столицы Калимноса несут на площадь возле набережной Плащаницы. Впереди одних колонн можно увидеть духовые оркестры, впереди других — певчих церковного хора, военных или скаутов. Ни в одном уголке земного шара нет такой традиции, как на Калимносе — встречаться прихожанам накануне Пасхи с Плащаницами, изготовленными в разных церквях города. Выглядит это торжественно, волнующе и запоминающееся.
Колонна, которую возглавляет Высокопреосвященнейший митрополит Лероса, Калимноса и Астепалии Честнейший и Экзарх островов Спарадо Паисий, под звуки духового оркестра первой прошествововала из собора на площадь возле набережной, и владыка встречал представителей других храмов. Он, возглавивший митрополию семь лет назад, по его словам, каждый раз поражается тому, с какой любовью и фантазией благочестивые люди украшают Плащаницу и с каким волнением они приносят ее на площадь.
Еще канун Пасхи, затем и сам великий праздник Воскресения Христова сопровождаются сильным шумовым эффектом: на площади и узеньких улочках то и дело рвутся петарды, а в скалах, окружающих остров, взрывают динамит, и его раскаты слышны на далеком расстоянии. Оказывается, когда-то динамит здесь взрывали, чтобы показать туркам: мы вас не боимся, вам нас не победить! И эта традиция, имеющая давние корни, сохраняется и сегодня. По рассказам жителей острова, многие калимносцы, живущие в других странах, звонят в эти дни на свою малую родину и слушают по телефону взрывы динамита. Они говорят, что словно сами дома побывали.
За празднованием Пасхи на Патмосе наблюдает вся Греция. Сотни людей устремляются на Хору, чтобы стать свидетелями обряда Омовения в четверг. В этот день л настоятель монастыря Святого Иоанна проводит публичное омовение ног двенадцати монахам, воссоздавая сцену омовения ног Апостолов Христом накануне Тайной Вечери. В качестве акта смирения этот обряд когда-то выполняли византийские императоры.
Для разговления калимносцы готовят суп из требухи и запекают барашка в каменной печи. Нам довелось увидеть непосредственно процесс запекания во дворе у одного из греков, который, по обычаю этих мест, предложил своим десяти друзьям также запечь барашков в его просторной печи. Раньше, правда, это пасхальное блюдо запекали в глиняных казанах, но сейчас, поскольку глина стала не того качества, был только один казан, остальные же — металлические контейнеры с мясом. И когда хворост прогорел, жар спал, то печь «запечатали» глиной. А утром, сказали, после службы «распечатают» и унесут угощение домой.
Вечером в Светлое Христово Воскресенье на набережной проходят массовые гуляния. Местные жители надевают национальные костюмы, которые, кстати, бережно передаются из поколения в поколение. Для туристов это просто экзотика, но для калимносцев — прежде всего уважение традиций и образа жизни своих предков. И возможность в великий православный праздник надеть национальный костюм доставляет им огромное удовольствие. Как сказали нам в этнографическом музее, люди ждут этого момента, а дождавшись, радуются, как дети. Вообще искренность и умение по-детски радоваться — отличительная черта характера многих калимносцев.
Нельзя также не упомянуть еще об одной особенности, которую, наверное, больше нигде не встретишь: всю Страстную седмицу на улицах города висят чучела Иуды, а в воскресенье они сжигаются. И мы видели, как возле одного из чучел собралось много народа, и все до единого — взрослые и дети — весьма бурно выражали свои эмоции, вспоминая печальное евангельское событие, связанное с предательством Христа одним из Его учеников.