
Новая стратегия развития образования
Документ нацелен на улучшение системы образования подрастающего поколения на всех уровнях — от детского сада до вузов. Впервые о нем заговорили в ноябре 2024 года. Сейчас в России не существует единого документа, который бы включал в себя все основные задачи развития образования.
Вице-премьер Дмитрий Чернышенко заявил, что это «беспрецедентная по масштабу работа, в которую вовлечено около 500 экспертов. В их числе — педагоги, ректоры, депутаты Государственной Думы, представители бизнеса, учащиеся и молодежь».
К настоящему времени более чем 1,5 тыс. экспертов проанализировали более 600 документов — «со времен Российской империи до наших дней». При подготовке проекта Стратегии учитываются системные поручения Президента России и Председателя Правительства РФ.

Фото: duma.gov.ru
Основное внимание уделяется «сохранению традиционных ценностей, защите педагогов и улучшению качества школьного образования», сообщили в Минпросвещения.
Среди базовых принципов документа — незыблемость воспитания в школе, единое образовательное пространство страны, развитие инфраструктуры и системы детского отдыха, подготовка рабочих кадров, высокий статус педагога и престиж учительской профессии.
«Новая Стратегия развития образования должна опираться на лучшие традиции отечественного, прошлого образования, накопленный уже позитивный опыт и, конечно, приоритеты развития страны. Она должна учитывать интересы всех участников образовательного процесса», — заявил ректор МГУ им. М. В. Ломоносова Виктор Садовничий.
Главные акценты готовящегося документа:
- Синхронизировано содержание образовательных программ с заданиями на ОГЭ и ЕГЭ. Все знания для сдачи этих экзаменов ребенок должен получать в школе.
- Утвержден комплексный план мероприятий по повышению качества математического и естественного-научного образования на период до 2030 года. Сюда относится подготовка высококвалифицированных инженеров и ученых — а значит, предварительная работа над возрождением и развитием сильных математических школ.
- В нескольких российских регионах в пилотном режиме будет введена система начального профессионального образования.
- В стратегии будет зафиксировано, что искусственный интеллект и цифровизация не заменят живого контакта ученика и учителя.
- Стратегия должна предусмотреть возможности для участников СВО: получение востребованной профессии, трудоустройство и вовлечение ветеранов в воспитательную работу в образовательных организациях.
- Работа над увеличением числа молодых специалистов, заработной платы и социальной поддержки учителей.
- Минпросвещения с Российской академией образования поручено проработать вопрос о балансировке нагрузки на учеников.
Повышение зарплаты учителей
Глава Минпросвещения Сергей Кравцов заявил, что должны быть созданы все условия, чтобы педагог мог «самореализоваться, повышать квалификацию в проверенных учреждениях и в максимально современной безопасной среде передавать эти знания школьникам».

Министр просвещения РФ Сергей Кравцов. Фото: duma.gov.ru
Он напомнил о том, что уже приняты законы, защищающие честь и достоинство учителей, а также снижающие избыточную бюрократическую нагрузку на них.
«К сожалению, не всегда нормы закона работают в полной мере. Также стоят задачи, и они будут отражены в Стратегии, по повышению оплаты труда педагогов, снижению нагрузки», — добавил Сергей Кравцов.
Вице-премьер Дмитрий Чернышенко дополнил, что кабмин вместе с Налоговой службой прорабатывают возможность поощрения учителей за успехи учеников.
«Мы сейчас вместе с Федеральной налоговой службой прорабатываем такую возможность, чтобы успех подготовленного ученика отражался на доходе и учителя», — заявил Чернышенко на правительственном часе. Эту систему он сравнил с подготовкой спортсменов — тех, кто внес вклад в их успех, вознаграждают.
Переподготовка педагогов — только на базе госвузов
Министерству просвещения рекомендовано рассмотреть вопрос переподготовки учителей только на базе государственных вузов и региональных институтов повышения квалификации, рекомендованных министерством.
Спикер Вячеслав Володин отмечает, что в сети существует много предложений для педагогов пройти ускоренную переподготовку в дистанционном формате по различным предметам.
«Причем утром — деньги, вечером привезут это свидетельство; понятно, какой будет учитель и с чем мы должны бороться», — заявил он.
Также прозвучала инициатива о полном запрете такой формы обучения при подготовке медицинских кадров.
Новые кадры в школах
В Стратегию будут включены меры борьбы с нехваткой кадров в образовании. А также «омоложение» педагогического состава.
Сейчас 44 % российских педагогов — старше 55 лет, а число молодых специалистов (до 35 лет) составляет всего 22,59 %.
Кроме того, несмотря на популярность педагогических вузов, в школы идут не больше 60% выпускников — такие цифры озвучили участники «парламентского часа».
Разработчики стратегии заявляли об увеличении льгот и росте заработных плат педагогов (а также сокращении нынешнего разрыва между зарплатами в регионах и столице), принятии законов о снижении бюрократической нагрузки и о защите чести и достоинства педагогов, предоставлении жилья или льготной ипотеки, распределении числа детей в классе.
Цифровая среда
В обсуждении новой стратегии важная роль отводилась цифровой среде, в которой сейчас большую часть времени проводит молодежь.
«Недостоверная информация, участившиеся случаи травли в сетевом пространстве и агрессивного поведения требуют от нас слаженных решений и совместных действий», — заявил руководитель Федерального агентства по делам молодежи Григорий Гуров.
Обсуждалась также роль искусственного интеллекта, который не сможет заменить живой контакт ученика и учителя.
Новая система высшего образования
В феврале 2025 года начинается общественное обсуждение проекта изменения в закон об образовании для перехода на новую модель высшего образования. Он предполагает наличие только трех уровней высшего образования – базового высшего, специализированного высшего и аспирантуры. В этой цепочке отныне будет исключен бакалавриат.

Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков. Фото: duma.gov.ru
«В будущей системе мы вводим новый единый уровень — высшее образование. Перейдем к подготовке полноценных специалистов. Как правило, в один такт — например, это будет квалификация: горный инженер, учитель, историк, молекулярный биолог и так далее», — заявил министр науки и высшего образования Валерий Фальков.
Кроме того, Минобрнауки вместе с университетами и работодателями разрабатывают новый перечень специальностей, которые бы отвечали современным нуждам и спросу на рынке труда.
В основе него будет «фундаментальное профессиональное социально-гуманитарное ядро».
Снижение нагрузки на школьников
Сергей Кравцов заявил, что Минпросвещения вместе с Роспотребнадзором разработает меры для соблюдения баланса между учебой и отдыхом детей. Это станет возможным в том числе благодаря тому, что все школы будут работать по единым программам.
«Нужно время, чтобы синхронизация и порядок были наведены. Мы надеемся, что нам удастся это и перегрузки учеников не будет», — заявил он.
Ранее вопрос пересмотра чрезмерной нагрузки школьников обсуждали в Госдуме: спикер нижней палаты парламента Вячеслав Володин назвал эту тему одной из приоритетных.
Наиболее актуальными проблемами названы сложные домашние задания и их объем, перегруженное расписание, внеурочная деятельность.
Кроме того, о необходимости снижения школьной нагрузки за счет уменьшения количества уроков заявляла замглавы комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова.
Депутат отмечала, что образовательная программа в школах часто «ориентирована исключительно на академические достижения, забывая о физическом и эмоциональном благополучии учащихся».
Из-за загруженности и не всегда адекватных возрасту учебных планов дети испытывают хроническую усталость, стресс и проблемы со здоровьем.
С 1 сентября 2024 года действует приказ, по которому контрольные работы в школах должны занимать не больше 10% учебного времени, это помогает разгрузить детей, подчеркнул глава Рособрнадзора Анзор Музаев.