Конечно, у каждого из нас есть своя позиция. Но если вы не президент какой-либо страны, не ее премьер-министр, не политолог, то, скорее всего, у вас есть еще много ежедневных обязанностей, которые нужно выполнять кропотливо и сосредоточенно. А для этого нужно душевное спокойствие. Где же его взять?
Предлагаю 5 практических советов — как в ситуации политической нестабильности защитить себя от потока различной информации.
1. Осознаем свой способ восприятия мира и осваиваем критическое мышление.
Расщеплено такое восприятие, условно говоря, на две части: ужасную и прекрасную. Кто-то должен быть прекрасным, а кто-то – ужасным. Кто-то – кристально честным, а кто-то – невыносимым Скруджем. Кто-то – патриотом, а кто-то – «запроданцем».
Абсолютизированные полярности разрывают наше сознание, душу, а заодно – дружбу, мир, любовь между нами. Вокруг возникают агенты абсолютного зла.
Это не значит, что в мире нет подлости или предательства, красоты или честности. Просто они не существует в чистом виде. Они всегда смешаны, и об этом – «всяк человек ложь», и можно добавить… «и я тож».
Но каждый человек есть и образ Божий, а значит, наделен добродетелями. Однако в расщепленном взгляде мы точно видим: «Враг есть, и он где-то рядом». А я, соответственно, «невообразимо прекрасен» или «очень несчастен».
Только одна проблемка: что делать со своими вопиющими недостатками и личной агрессией? О! Для этого у нашей психики есть прекрасный выход. И называется он «проекция». Т.е. все, что плохо во мне, надо приписывать другому. От этого образ другого становится все более ужасным, а я – все более прекрасным.
Еще одна проблема: мое «я» накрывает невообразимым ужасом от продуктов собственного творчества (или пламенным восторгом, но это при других обстоятельствах).
Сегодняшнее расщепление становится все более масс-медийным и высокотехнологичным. Очень характерно, что такой взгляд особо распространен во времена распада духовности и закона совести.
Есть люди, у которых это расщепление может достичь крайности, и тогда болезнь – психоз, бред, галлюцинации.
Мы можем на одно и то же в разных состояниях смотреть по-разному. Например, еще вчера ведущие светских хроник заходили в богатейшие дома Киева, и их хозяева хвастались своей гламурностью, а сегодня мы смотрим на это как на «разоблачение». Это опять полярности. Одно и то же может становиться то «+», то «–».
Что же делать?
Критический подход. Помните, как во времена «холодной войны» (когда так же господствовало расщепленное восприятие) в радиопередаче Орсана Уэллса, в которой он читал главы из романа Герберта Уэллса «Война миров», прозвучало про высадку марсиан в штате Нью-Джерси?
Это вызвало панику по всей территории Америки. Особенно у тех, кто включил передачу на середине. Многим тогда не хватило критичности восприятия.
Критический подход – это не тщательный поиск оговорок и опечаток собеседника, это не высказывания типа: «Ну, ты – шизофреник!». Это возможность засомневаться в полученной информации.
Некритическое восприятие – сильное доверие и эмоциональная включенность. Критическое – возможность поставить между собой и информацией вопросы: «Действительно ли это так?», «А для чего они это говорят?», «А откуда такая информация?».
Попробуйте подобрать как минимум два-три варианта ответов. Это поможет вспомнить, когда думать особенно сложно из-за тревоги, что варианты могут существенно разниться, что не стоит безапелляционно верить во что-то одно.
Но если вы заметили, что ваш ответ: «Да, это абсолютная правда. Они хотят, чтобы я узнал всю истину об этом событии», – то, скорее всего, вы попали в абсолютный «+». Постарайтесь включить хотя бы немного критичности.
А вот фразы «Инфо из надежных источников» и «Ты же знаешь, кто мои друзья» указывают на идеализацию, т.к. слухи, неверное понимание, «дезинфо» есть не только у обычных людей, но и у сильных мира сего.
2. Расстаемся с пугающими глубинными фантазиями
Во внутреннем мире каждого из нас есть свои «Феи», «Дюймовочки», но и свои «Бармалеи» (прошу не относить это к архетипам, это всего лишь метафора).
Откуда там «Бармалеи»? Да, это именно они заставляли нас ложиться спать в 21:00, не пускали на улицу, когда все гуляли, и ругали за проступки. И чем жестче это было, чем острее мы это восприняли, тем круче усы у нашего «Бармалея».
Т.е. это не образ родителей как таковых, но это образ того, от чего мы страдали в детстве, на что злились и так и не смогли понять и полюбить.
В мирное время все «Бармалеи» сидят по своим засадам, а вот в немирное – выскакивают и пугают своих хозяев.
Отсюда вывод: будьте внимательны к своему внутреннему миру и жизненному опыту. Умейте различать свой внутренний мир и внешние события.
Также образ внутренних пугающих героев пополняется из сокровищницы культуры, литературы и кинематографа. При этих нестабильных событиях, например, на моей внутренней сцене разворачиваются события Второй мировой войны.
Когда я чувствую, что встревожена, то задумываюсь над тем, что всплывает у меня в голове. И вижу себя то сестрой милосердия, под пулями выносящей солдат с поля боя, то пленной, которую ведут на допрос (к сожалению, еще вчера это снова стало действительностью).
Освободиться от этих тревожащих образов – это выход из внутренней нестабильности. Понятно, что это происходит неосознанно, и не так просто понять, как именно это происходит.
Попробуйте нарисовать рисунок на тему: «Мои тревоги» или написать рассказ «Самый пугающий сценарий», а потом посмотреть на них часа через 2-3. И попробуйте порассуждать, насколько объективны ваши опасения, исходя из сегодняшних событий, а не слухов.
Связана такая ситуация с тем, что у человека есть не только зрелое мышление, но и архаичное – образное. Святые отцы считали его низшим видом мышления.
«Фантазия творит совершенно новые образы, хотя из прежнего материала и большею частию по готовым уже образцам. В ней должно различать деятельность хорошую – дельную, и движения беспорядочные – самовольные…» – разъясняет Феофан Затворник.
Выходит, от нашего способа восприятия этого мира зависит сам образ мира и образ себя в нем, а соответственно, реакции на этот мир и наше положение в нем.
3. Идентифицируем внутренние конфликты и усмиряем агрессию
Да, приятно было бы закончить статью на том, как защитить себя от мира. Но ведь, если по-честному, не менее широкий раздел должен быть и о том, как защитить мир от себя.
«Ну, меня довели! И вообще – весенний авитаминоз. Нервы шалят», – скажем мы.
Вспоминаю анекдот: «В объяснительной записке в полиции о причинах драки в детском садике господин Жириновский написал: «Дети первые начали»».
Это к тому, что вопрос сейчас не в том, кто первый начал.
Вспоминаю также, как А. Солженицын в многотомнике «Архипелаг Гулаг» задается вопросом: «Откуда были набраны люди в НКВД, откуда были взяты люди, пытающие на допросах, спокойно расстреливающие и доносящие на своих же?». И приходит к тому, что еще вчера это были самые обычные люди.
Почему же обычные люди превращаются в извергов, способных мучить других? Оказывается, то, о чем учит нас Церковь, та истина о человеке, которая известна из Библии, проявляется в жизни очень жестко.
Внутри человеческой души очень много страстей, носят они достаточно агрессивный характер. А во времена революций социальные запреты на насилие снимаются, в первую очередь, и остаются только духовные, которые работают не для всех. У многих людей вся эта страстная сила находит выход в жизнь. И это трагедия.
Что делать?
А выход один: четко работать со своей агрессией, дабы опухоль не разрасталась. Чем больше трезвых голов в это время, тем здоровее нация.
Грустно читать подобные советы: «Поругайтесь в сети, чтобы не ругаться в жизни». Как будто в сети другие люди. Не знаю, к кому больше сочувствия: к людям, дающим такие советы, или к тем, кто им следует.
Любые агрессивные эмоции – следствие внутренних конфликтов. Поэтому эти конфликты нужно осознавать. С кем вы боретесь, когда боретесь, например, с «беркутовцами»? Какими типичными чертами для вас обладает этот, назовем так, субъект? Опишите.
А теперь вспомните, где вы уже встречались с подобным, особенно в детстве. Один мужчина сказал, что этот образ очень похоже на его тренера: сильного, жесткого и якобы бессердечного. Тренер, которого он боялся и не любил. И вот эта нелюбовь всплыла сейчас, и мужчина воспылал ненавистью ко всем, буквально, стражам порядка.
Такое явление называется «перенос». И от того, что вы поругаетесь с кем-то 77 раз, ничего не изменится. Изменится лишь тогда, когда вы проработаете этот перенос и решите конфликт.
Но агрессия спадет уже просто при осознании, что чувства родились совсем в другой ситуации. И вы сможете трезво воспринимать происходящее, главное – четко произвести ревизию истинного конфликта.
4. Власть над миром оставим на потом. Снижаем степень контроля за новостями
Большую степень нервозности рождает не поддающийся контролю просмотр новостей, постов в фейсбуке и обсуждения, какой политик чего сказал, и что же всё это значит. И здесь нужно задать себе вопрос: «Зачем я это делаю?»
Многие отвечают: «Хочу узнать, чем это закончится». — «Узнаете, когда закончится». — «Я хочу знать заранее». — «Т.е. вы хотите предусмотреть. Для чего?» — «Чтобы знать, от чего защититься и на что я могу повлиять».
Ответьте себе четко на эти вопросы и выделите время, сколько вы можете себе позволить, на просмотр новостей, подумайте, как будете защищаться от информации. Заодно примите то, что изменить не в силах. Иначе, как шутят психиатры: «Если вы всерьез рассчитываете удержать… (Крым, курс доллара, накопления в банках) пристальным взглядом на экран и неимоверным напряжением воли — мы вас, конечно, поддержим. Медикаментозно».
5. Есть еще много причин и способов себе помочь. Но в первую очередь для нас, как для христиан, – это живые отношения со Христом, к которым нас ведет Церковь.
Для этого – всё, как обычно: пост, молитва, причастие. Ещё – трезвение и рассуждение.
Свт. Феофан Затворник пишет, в чём заключается трезвение:
«…два бдительных стража должен иметь постоянно воин Христов: трезвение и благорассмотрение. Первый обращен внутрь, а последний вовне; тот наблюдает за движениями, выходящими из самого сердца, а этот предугадывает движения, имеющие возникнуть в нем по внешнему влиянию. Закон для первого: после того, как памятию о Божием присутствии изгнано из души всякое помышление, стань у дверей сердца и тщательно блюди за всем входящим в него и выходящим из него, особенно же не давай предупреждать действий чувству и желанию, ибо отсюда все зло».
Так давайте не впускать в свои сердца и умы лишнего, но усердно изгонять оттуда все ненужное.