Митинг против строительства храма по «Программе-200» инициативная группа (коммунисты, защитники зеленых насаждений и просто противники строительства церквей) назначила на воскресный полдень. В это время по воскресеньям православные еще обычно не освободились после литургии — а в три часа дня в сквере на месте, выделенном под храм, община собирается на небольшие молебны. Между Новомосковской и Аргуновской улицами с февраля 2011 года выделен участок под строительство первого в Москве большого храма во имя равноапостольной княгини Ольги. Митинги, строго говоря, уже не могут привести к отмене этого решения: постановления, утвержденные на публичных слушаниях и голосованиях муниципальных депутатов, оспариваются не на улицах, а через суд.
Община будущего храма собралась параллельно митингу в том же сквере. Между оппонентами было 20 метров и 4–5 сотрудников полиции. От группы к группе сновали немногочисленные журналисты, на дорожке между оппонентами встречались активисты, желающие познакомиться и выяснить отношения.
Нужно ли что-то еще решать о строительстве
На самом деле, все уже законным образом решено: в феврале 2011 года прошли общественные слушания, и под храм был выделен участок; в июне 2013 года муниципальные депутаты голосовали еще раз — и подтвердили, что храм можно и нужно строить именно здесь. Правда, когда землю отводили Церкви, речь шла о пустыре. Потом город выделил деньги на благоустройство территории, справа и слева от будущего храма решили разбить сквер. Проложили дорожки, облагородили клумбы, поставили скамейки. Озеленение и благоустройство не только справа и слева, но и на участке будущего храма сначала всех радовало. Теперь оно стало аргументом для противников храма и головной болью для общины. Православные, впрочем, готовы взять на себя заботу о сквере в будущем и, конечно, понимают, что уж если кто борется против строительства храма, он бы, вероятно, нашел аргументы и для «защиты» пустыря.
— Храмы всегда строили на лучшем месте, — говорит священник Алексей Яковлев, назначенный настоятелем будущего патриаршего подворья во имя святой Ольги, — и я надеюсь, что и наш храм станет украшением и визитной карточкой района. Через столетие он будет уже олицетворять детство, юность, все хорошее в жизни множества людей. Ведь храм — это место, где люди собираются, чтобы стать лучше, и не только учатся чему-то на кружках в воскресной школе (хотя кружки по работе с деревом, по кройке и шитью, по изучению русской истории, спортивные секции у нас тоже будут), но и через участие в святых Таинствах освящаются благодатью Божией.
При храме планируется, например, социальный центр для служения нуждающимся — пожилым, многодетным, больным. Для них тоже важно, чтобы новое здание построили не только с пандусами, но и в зоне доступности от остановок, и это еще один аргумент, почему община не стремится к переносу уже законно выделенного участка.
Через столетие храм уже будет олицетворять детство, юность, все хорошее в жизни множества людей.
Храм будет не слишком большой: согласно постановлению Правительства Москвы, в нем смогут разместиться до 370 прихожан. Каменный храм можно будет начать строить не ранее конца 2014 года. Сначала будет установлен временный деревянный храм во имя священномученика Иоанна Восторгова — рассчитанный не более чем на сто прихожан.
«Сохраним сквер»?
Противники строительства храма требуют сохранить сквер.
— Храм займет лишь одну пятую часть нынешнего сквера, причем не ту, где растут взрослые деревья, — рассказывает отец Алексей Яковлев.
В любом случае практика показывает, что участки, однажды выделенные под застройку, не остаются нетронутыми. Не храм, так автосервис — что-то здесь появится.
— Красивый храм — это гарантия, что здесь не вырастет уродливое офисное здание. Посмотрите на территорию вокруг других храмов: бегают дети, растут цветы, стоят скамеечки. Мы берем на себя уход за деревьями и клумбами в сквере, уже сейчас проводим периодические субботники, — рассказывает отец Алексей Яковлев. — Большой каменный храм начнут строить не раньше конца 2014 года — за это время окрепнут и все посаженные во время недавнего озеленения саженцы.
Сотрудники администрации района подтверждают, что под храм выделена лишь часть сквера.
— Храм должен быть не на задворках, а на хорошем красивом месте, — считает глава управы Останкинского района Иван Синельников. Он наблюдал митинг и молебен с некоторого расстояния, а затем встал на дорожке между оппонентами.
По словам Ивана Синельникова, некоторая неувязка с одновременным благоустройством участка и выделением его под храм произошла из-за разной балансовой принадлежности объектов.
— Территория довольно долго была запущена. Город выделил деньги на благоустройство, по хорошему проекту разбили сквер. Параллельно шла работа по выделению участка под храм. Конфликта как такового я не вижу, а разные мнения есть всегда. Все законные процедуры по строительству церкви соблюдены: проведены публичные слушания и вышло постановление Правительства Москвы. Храм не перегородит проход к остановкам транспорта, а озеленение вокруг него будет еще лучше, чем сейчас. Все мнения жителей мы принимаем и выслушиваем, чтобы происходил диалог, чтобы все это не выплескивалось на улицы.
Прием мнений от жителей ведут в управе и называют это для краткости «согласительной комиссией». Однако никакой структуры, которая обладала бы полномочиями отмены результатов публичных слушаний, нет и создано быть не может, подтвердил глава управы.
— Мы стараемся как можно полнее освещать проект в СМИ, — сказал Иван Синельников. — Люди зачастую просто не знают, какие есть планы, и протестуют против уничтожения сквера, которого и так не произойдет.
Сколько храмов нужно в Останкино
Противники храма уверены: до храма Иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Марьиной роще 10 минут пешком, до храма Живоначальной Троицы в Останкино — 15 минут пешком, до храма Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском — полчаса. Мол, сама суть «Программы-200» — в строительстве храмов там, где их не хватает.
— Существующие в районе храмы были построены как минимум 200 лет назад, — пояснил священник Алексей Яковлев. — Тогда вокруг каждого из них жила максимум тысяча человек. Сейчас здесь не три деревни, а мегаполис с многоэтажками, и количество желающих попасть в церковь значительно превышает возможности храмов. Два часа в воскресное утро в храме в Останкино или в Алексеевском — не самое комфортное времяпрепровождение. В Останкино был домовый храм Шереметьевых — сейчас там даже свечку передать трудно. Как рассказывают туристы, в Турции ставят мечеть на каждую тысячу человек и строят новую, если в округе рождается 1001-й житель. А у нас на 80 тысяч человек один храм — и заявляют, что больше не нужно.
Действительно, в храме Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском (у метро «ВДНХ») по воскресным дням на литургии тесно. На улице люди, может быть, и не стоят, но духота и теснота становятся существенным физическим испытанием. Храмов в Москве меньше, чем в среднем по стране: даже если построить все 200 по совместной с Правительством Москвы программе, окажется по храму на 25 тысяч жителей — все равно меньше, чем в Мордовии, например.
В Турции ставят мечеть на каждую тысячу человек и строят новую, если в округе рождается 1001-й житель. А у нас на 80 тысяч человек один храм — и заявляют, что больше не нужно.
Некоторые протестующие даже говорят, что в районе все больше мусульман — так что, якобы, в храм будет некому ходить. Действительно, если не строить храмы, в скверах однажды вырастут даже не офисные центры, а мечети. Как говорил Патриарх Сербский Павел: «Если албанская женщина рожает семь детей, а сербская делает семь абортов, то эта земля нужнее албанцам, чем сербам. Вот Господь и распорядился землями Косово и Метохии так, как посчитал нужным». Однако пока о «некому ходить в храм» вопрос не стоит: те, кто собирается на еженедельные молебны, уже смогут заполнить временный деревянный храм.
Молебном и митингом
Молебны на месте строительства будущего храма проходят каждое воскресенье в 15:00 — без препятствий к выгулу собак рядышком. Слов священника и пения не слышно уже в нескольких метрах от места сбора.
Сначала молебны согласовывали с префектурой каждый раз, как массовые общественные мероприятия. Из-за обращений противников стройки собирались не каждую неделю, а по двунадесятым праздникам. Потом получили от префектуры Северо-Восточного округа разъяснение: Конституционный суд РФ признал неправомочным обязательное согласование публичных религиозных мероприятий (кроме случаев, когда они представляют потенциальную опасность для окружающих). Молебны без звукоусилительной аппаратуры и перекрытия проезжей части можно проводить, не уведомляя местные власти.
22 декабря, когда верующие собрались на молебен в 20 метрах от митинга противников строительства, один из местных жителей тоже раздал собравшимся плакаты. Они оказались разнообразнее плакатов противников. «Сегодня вы плюете в храм — а завтра дети в спину вам», «Кто храмам чинит преграды — лоббирует гей-парады», — предупреждал автор плакатов. Говорилось на них и о 5000 подписей, собранных среди жителей района в поддержку строительства храма на этом месте, и о том, что храмы — краса столицы и оплоты традиционных ценностей. Полиция, прибывшая для охраны митинга, пояснила, что верующим плакаты следует убрать, иначе молебен превращается в такой же митинг, который надо было согласовывать. Собравшиеся плакаты убрали и спели акафист святой равноапостольной Ольге.
У митингующих плакаты были в духе «Не укради сквер», «Заставь Ресина Богу молиться — он и сквер украдет», «Позор муниципальным депутатам». Как всегда, поминались «священники на дорогих иномарках», нехватка детских поликлиник в районе, легенды о борьбе Церкви за отмену акцизов на вино и полный набор аргументов о колокольном звоне по утрам и погребальных процессиях под окнами. Большинство митингующих традиционно добавляли, что они не против Церкви вообще, но против строительства храма именно здесь. Хотя, если человек верит, что Русская Православная Церковь — и правда оплот всякого зла и нечестной коммерции, лидер черного ювелирного рынка и коррупции с недвижимостью, то бороться логично было бы со всей Церковью, а не за перенос площадки под конкретный храм на 500 метров.
«Кто храмам чинит преграды — лоббирует гей-парады», — предупреждает автор плакатов.
А вот муниципальный депутат района от КПРФ Михаил Степанов сказал корреспонденту Правмира, что он против строительства новых церквей вообще — пока все старые, например XVII века, не будут отреставрированы. Теснота и духота в храмах, а также невозможность ставить удобные пандусы на памятники архитектуры его не беспокоят.
Сопротивление строительству храма — дело прискорбное, но объяснимое, считает отец Алексей Яковлев.
— Сопротивление идет не только на уровне людей, но и на более высоком мистическом уровне. Отец Иоанн (Крестьянкин) говорил, что если все идет слишком хорошо — значит, что-то идет не так. Даже полицейские, которых несколько месяцев назад уже вызывали противники возведения храма на наш молебен в сквере, сказали мне, что без трудностей хорошее дело не обходится, — рассказал отец Алексей Яковлев.
Священник вовсе не считает, что скверик между Аргуновской и Новомосковской улицами — это «горячая точка» противостояния с «храмоборцами».
— Думаю, что когда здесь будет стоять временный храм, противников строительства постоянного храма не останется — разве что явные богоборцы будут против возведения святыни, — считает отец Алексей. — У нас не «проблемный» храм, не нужно раздувать тему конфликта. Разрешение есть — хотелось бы поскорее начать строить.
Возведение временного храма во имя священномученика Иоанна Восторгова оценивается в примерно 5 млн рублей, а собрано пока около 400 тысяч. Неравнодушные люди также готовы взять на себя установку окон и кровли, когда до этого дойдет дело.
Прихожан утешает то, что когда строился Серафимо-Дивеевский монастырь, денег у сестер не было вообще, но они заложили фундаменты таких грандиозных храмов, каких не видели во всей округе. И храмы были построены и освящены — потому что храмы строятся не только кирпичами, но и молитвой.
Так и для строительства храма святой равноапостольной княгини Ольги в Останкино отец Алексей Яковлев просит прежде всего молитв. И скверик, где проходят ежевоскресные молебны морозоустойчивых прихожан, священник считает уже намоленным местом, куда можно прийти перед каким-нибудь важным моментом в жизни и попросить помощи у Бога и святых.
В конце митинга и молебна 22 декабря очень уместно было бы совместное чаепитие для знакомства и примирения сторон — но удовлетворились тем, что просто мирно разошлись.