25 октября 2010 года по благословению ректора Санкт-Петербургской православной духовной академии епископа Гатчинского Амвросия прошло внеочередное собрание студенческого собрания. Главной темой совещания стал вопрос, который активно обсуждается в СМИ, разными религиозными и общественными деятелями нашей страны по осуждению активиста фонда «Город без наркотиков» Егора Бычкова.

После обсуждения вопроса его деятельности, методов реабилитации и результатов его работы студенческий совет решил обратиться к общественности с открытым письмом, где выразил озабоченность нарастающей в нашей стране проблеме употребления наркотических средств. Из приведенной на совещании статистики очевидна необходимость создания подобных реабилитационных центров.

В итоговом решении студенческого совета Санкт-Петербургских духовных школ было особо отмечено: «Исходя из изложенных фактов, просим обратить особое внимание общественности на сложившуюся ситуацию, поскольку в случае наказания Егора Бычкова и его соратников появится крайне негативный прецедент наказания гражданской инициативы в нашем государстве».

После обсуждения дела Егора Бычкова студенческое совещание перешло к решению текущих вопросов учебной и культурной жизни духовных школ.

ЗАЯВЛЕНИЕ
СТУДЕНТОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ
ПО ВОПРОСУ ОСУЖДЕНИЯ ЕГОРА БЫЧКОВА

Мы, студенты Санкт-Петербургской православной духовной академии, глубоко обеспокоены происходящим в настоящее время процессом над активистом фонда «Город без наркотиков» Егором Бычковым и его соратниками, которые были реабилитантами этого центра, отошли от пагубного пристрастия употребления наркотиков и стали активно помогать Егору.

Нравственная деградация общества, утрата смысла жизни и культ потребления, наркомания и алкоголизм – вот современная картина общества и человека. Говоря о России, мы хотим обратить общественное внимание на тот факт, что за последние 10 лет количество наркозависимых граждан нашей страны выросло на 60%. Согласно ежегодному докладу Международного комитета по контролю за наркотиками (МККН) при ООН потребителей запрещенных веществ в России  официально зарегистрировано 550 тысяч, однако по данным МККН, общее количество лиц, злоупотребляющих наркотиками в России, может достигать 6 млн., а это почти 400 человек на 100 тысяч населения. Средний возраст приобщения к наркотикам при этом составляет по статистике 15-17 лет, резко увеличивается процент употребления наркотиков детьми 9-13 лет. Зафиксированы случаи употребления наркотиков детьми 6-7 лет – к наркомании их приобщают родители-наркоманы. По мнению экспертов, каждый наркоман вовлекает вслед за собой в употребление наркотиков 13-15 человек. Число смертей от употребления наркотических веществ за последние годы выросло в 12 раз, а среди детей — в 42 раза. Приблизительная продолжительность жизни наркоманов с момента начала употребления наркотиков составляет в среднем — 4-5 лет. В год от наркомании в России умирает около 100 тысяч человек. В период с 2002 по 2009 годы в Екатеринбурге, когда действовал центр, не было зафиксировано ни одной детской смерти от наркотиков. А в первые четыре года работы екатеринбургского фонда «Город без наркотиков» смертность от употребления наркотиков в городе упала в 12 раз. Сухие цифры статистики не могут передать полной картины деградации общества, за каждым человеком стоит его жизнь, жизнь родственников – это сотни искалеченных жизней.

Обвинительный приговор Дзержинского суда г. Нижнего Тагила, оглашенный в октябре Егору Бычкову и его соратникам – вопиющее событие наших дней. Оказалось, что можно получить тюремный срок в 12 лет за недоказанное похищение людей «с целью формирования у лиц стойкой утраты зависимости от психоактивных веществ». Именно так звучит официальное определение «преступных мотивов» Егора Бычкова.

Егор – православный христианин, занимавшийся реабилитацией наркоманов на церковной территории, с благословения священноначалия и при пастырском попечении православного священника. Естественно, бросив вызов злу, всегда нужно ждать от него ответного удара. И сегодняшнее осуждение Егора – это удар по всем, кто так или иначе желал бы помочь людям, оказавшимся в ситуации, когда они сами помочь себе уже не в состоянии. Это наш гражданский, а тем более христианский долг.

Если современное общество говорит о том, что успешное решение социально-экономических программ государства без духовно-нравственного здоровья общества невозможно, то о каком здоровье мы можем говорить, если молодежь, от которой зависит развитие государства завтра, сегодня не приспособлена к социально активной жизни.

По версии следствия, Бычков похищал наркоманов и заставлял их проходить реабилитацию в центре «Город без наркотиков», при этом истязал их и морил голодом. Потерпевшими по делу изначально проходили около десяти человек, а к концу процесса остались четверо. Впоследствии обвинения в истязаниях были сняты. Мы видим, что представленное на рассмотрение суда уголовное дело было составлено без четких формулировок, а потому рушилось в ходе судебного заседания.

Хотим отметить, что преступление — это виновно совершенное, общественно опасное деяние, а действия Бычкова с еще двумя обвиняемыми по этому делу являются как раз наоборот — деянием общественно полезным.

Потерпевшие, обращаясь в фонд за лечением, не могли не знать целей и задач фонда. Они приходили добровольно, что видно из материалов уголовного дела и допроса потерпевших. Обращаем внимание на то, что фонд является не медицинским центром, организаторы которого основывались на медикаментозном способе лечения, а наоборот, на православных традициях, и подобные средства приносили свои плоды. Фонд осуществлял совместную деятельность с правоохранительными органами, оказывал им помощь в раскрытии преступлений, связанных с распространением наркотических веществ, а также занимался проведением лекций и пропагандисткой работы через средства массовой информации. Отметим, что существовало тесное взаимодействие с сотрудниками центра МУ «Станция скорой медицинской помощи» в лице главного врача Кириченко Михаила Александровича, а также центра по профилактике и борьбе со СПИДом и другими инфекционными заболеваниями (гл. врач Зимеров Виктор Борисович).

Любой закон основан на нравственности и исходит из моральных принципов. В данной ситуации, казалось бы, закон торжествует, но те основополагающие принципы и дух «права» не соблюден. Юридический закон сух и не способен передать в своей полноте общественную полезность таких форм лечения.

Принудительное лечение наркоманов иногда бывает необходимо. Но действующее законодательство сильно его ограничивает. И возникает ряд вопросов: кто должен санкционировать такое лечение – только сам наркозависимый, его родственники, врачи или государство? Наше законодательство не признает разницы между волеизъявлением человека в обычном состоянии и человека в состоянии ломки. С точки зрения закона, наркоман, в состоянии ломки готовый на все ради очередной дозы, приравнивается к совершенно здоровому человеку. В виду этого, нам кажется, проблема не в действиях осужденных, а в пробелах нашего законодательства. Из обычной больницы пациент тоже не может уйти сам, когда ему захочется, и при некоторых болезнях его движение ограничивается для его же блага, и никто не называет все это – незаконным лишением свободы.

Христианство настаивает на радикальной свободе человека, призванного свободно осуществлять свои волевые акты.  Мы говорим, что человек создан Богом свободным, он может и должен сам определяться в отношении добра и зла. Это положение нашей веры. Вместе с тем, христианская традиция говорит нам, что существуют люди, на которых этот принцип свободного принятия решений в отношении Бога или в отношении самого себя распространяется с ограничениями. Церковь говорит, что оно не вменяется в качестве греха, потому что человек совершает его в состоянии безумия, не контролируя себя. Ребенок тоже не считается вполне ответственным за свои поступки. То есть даже для Церкви, для которой свобода человека — важнейший постулат и проявление того, что человек создан по образу и подобию Божию, существует ряд ограничений совершенной свободы человека. В некоторых случаях христианство признает человека невменяемым: он не утрачивает человеческого достоинства, но физически не может реализовать свою свободу воли.

Соответственно, если мы рассматриваем наркоманию не в качестве стиля жизни, а как болезнь (по определению ВОЗ, наркомания есть болезнь), которая приводит к стойкой утрате способности человека сопротивляться потребности принимать наркотики, то у нас есть веские основания принять по отношению к наркоманам принцип некоторых ограничений широкого понимания свободного и ответственного выбора человека.

Наркоман — человек с  ограниченной способностью принимать свободные решения! Наркотическая зависимость человека сильнее алкогольной, разрушение личности происходит гораздо быстрее, совесть и моральные принципы у наркомана исчезают буквально в течение года, а устранение наркотической зависимости дело очень сложное. Дело Егора Бычкова затрагивает наши души тем, что исходящая из глубины сердца любовь к этим людям помогала и возвращала их к жизни, многие из этих людей начали помогать Егору.

Егору Бычкову вменяют в вину истязания, которые по неосторожности превращались в реабилитацию. Причем ни разу эти истязания не закончились телесными повреждениями! И если говорить об умысле, то Егор стремился спасать наркоманов и людей, которые были с ними рядом. А каков умысел у тех, кто сейчас закрывает такой центр и сажает его активистов? Говоря о православном понимании ограничения употребления пищи, мы говорим о посте. Именно этим словом надо называть происходившее в реабилитационном центре, о такой позиции говорит и духовник центра – протоиерей Геннадий Ведерников.

Пост — добрая стража души, оружие доблестных людей. Он отражает стечение обстоятельств внутренней и внешней жизни, при котором испытываются устойчивость к выбранному пути. Святые отцы, объясняя важность воздержания в пище, настаивали и на том, что надо одновременно воздерживаться от пороков, ибо в нравственном исправлении человека состоит главная цель поста. Выбор подобного пути возложен целиком и полностью на человека. Говоря о корыстном умысле Егора, мы должны всмотреться в сложившуюся ситуацию, где, в каких делах или словах проявляется эта корысть?

В одном из определений корысти мы читаем: корысть – это проекция воровства — механизм сознания, предназначенный для поддержания антисоциальных или антигуманных направлений своих действий с одновременной затратой энергий на сокрытие своих намерений от разоблачений. Тогда возникает вопрос. Какое антигуманное направление развивал Бычков с соратниками, возвращая наркоманов освобожденными от рабства наркотика к нормальной жизни? Какую антисоциальную деятельность он развил, открыв центр реабилитации? В православном понимании корыстолюбие есть страсть. Осознавая себя православным и имея духовника, Егор, безусловно, понимал и давал себе отчет в том, какую деятельность он ведет в обществе. В самой страсти корыстолюбия мы видим одновременное отвержение веры в Бога, любви к людям и пристрастие к низменным чувствам, чего не наблюдаем в личности и деятельности Егора и его соратников.

Очевидно, что в своей деятельности Егор Бычков не преследовал личных выгод и просто старался внести свой вклад в дело борьбы с наркотической чумой. Исходя из изложенных фактов, просим обратить особое внимание на сложившуюся ситуацию, поскольку в случае наказания Егора Бычкова и его соратников появится крайне негативный прецедент наказания гражданской инициативы в нашем государстве.

Только совместная работа государства и гражданского общества смогут избавить Россию от наркотизации и восстановить пошатнувшееся доверие между гражданами и властью. Призываем граждан нашей страны не оставаться равнодушными к поднятой проблеме. Будущее страны зависит от того, сможем ли мы совместными действиями государства, традиционных религий и всего общества переломить ситуацию к лучшему. Необходимо приложить максимум усилий и задействовать все ресурсы. Иначе деградация молодежи под влиянием наркотиков примет необратимый характер.

Молимся и верим, что по нашим молитвам Господь умягчит сердца тех, кому не выгодно духовно-нравственное возрастание нашего народа!

Студенческий совет СПбПДА

Источник: Сайт Санкт-Петербургской духовной академии

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.