Ступенька за ступенькой: путь Ани в обычную жизнь
Подопечных инклюзивного центра «Вместе весело шагать» нечасто увидишь на детской площадке. Для большинства из них такая социализация остается мечтой. Для 30 детей все может измениться благодаря вам – поддержите совместный проект фондов «Правмир» и «Гольфстрим» и подарите детям возможность регулярных бесплатных занятий в центре!

Три ступеньки к обычной жизни

У всех подопечных центра есть инвалидность, но диагнозы разные и разные нарушения. Для каждого специалисты строят свою «лесенку», для каждого составляют индивидуальный план. Что нужно этому ребенку? Где пробел в его развитии? Что ему дать в первую очередь?

Рассказывает руководитель инклюзивного центра Ирина Скуратовская:

Ирина Скуратовская

– Мы разработали трехступенчатую модель. Первая ступенька – интеграция. Ребенка обследуют и определяют, на каком уровне развития он сейчас. Исходя из этого – ставим задачи. Обследование коллегиальное – ребенка смотрит специалист, который занимается двигательной реабилитацией, речевым развитием и психосоциальным развитием.

Ставится задача на минимальный курс реабилитации, 8-12 занятий по каждому из этих направлений. Есть дети, которым изначально назначают только индивидуальные занятия, например ребенка с РАС сразу в группу, даже в маленькую, привести невозможно. На второй ступеньке мы стараемся сочетать интеграцию и инклюзию.

Инклюзия – включение в какое-то множество. Как правило, для начала это группа из 2-3 детей, с которыми может взаимодействовать ребенок. Третья ступенька – инклюзия как таковая, когда мы детей с особенностями включаем в большое множество детей, у нас это до 25 человек, такое возможно на наших праздниках, в которых участвуют дети как с особенностями, так и без.

Раньше все контакты Ани с миром были через маму

Аня ходит в центр «Вместе весело шагать» больше года, сейчас она уже на третьей ступеньке и с удовольствием участвует в общих мероприятиях. Но ее мама до сих пор воспринимает как чудо, когда Аня, встретив своего педагога в коридоре центра, говорит: «Ирина Петровна, я хорошо позанималась». Раньше все контакты Ани с миром происходили только через маму.

Аня очень боялась лифта, кричала, когда попадала в замкнутое пространство. И это было огромной проблемой, потому что замкнутых пространств в нашей жизни много, туалет, например. А в общественном туалете к тому же живет сушилка для рук, которая шумит, а Аня начинала кричать от любого шума.

Гораздо позже, после многих часов занятий Ани со специалистами, ее родители с удивлением поняли, что за чувствительностью девочки к звукам стоит тонкий слух, в том числе и музыкальный, и с удивлением заметили, что Аня может с первого раза напеть понравившуюся мелодию.

Ане скоро исполнится 14 лет, она учится в 6-м классе коррекционной школы, там ее научили читать и писать, но учить общаться со сверстниками, контактировать с людьми, обращаться за помощью не входит в задачи школы. А человеку с аутистическими проявлениями без этих навыков тяжело.

Каждый шаг в развитии нужно продумывать заранее

То, что с дочкой что-то не так, родители Ани поняли не сразу. В обычном детском саду она не прижилась, не хотела туда идти, ее пугали люди, просторные комнаты, Аня была «на своей волне», воспитателям с ней было трудно. Девочку перевели в коррекционный сад, а для того чтобы она развивалась, стали искать профильные центры.

Развивается Аня в своем темпе, и каждый шаг в ее развитии нужно продумывать заранее. Например, для перехода к обычной речи от эхолаличной (неконтролируемое повторение чужих слов, свойственное людям с аутистическими проявлениями) ей понадобилось несколько лет и много часов занятий со специалистами.

В какой-то момент Анина мама поняла, что занятия с особыми детьми для нее гораздо интереснее, чем работа экономиста. Она получила второе высшее образование и новую специальность – педагог-дефектолог. Так Анина мама стала сотрудником центра «Вместе весело шагать» и помогает другим детям и их родителям.

Мне радостно: Аня узнает и называет чувства

Сейчас у Ани подростковый возраст, а он всегда приносит проблемы. Специалисты центра считают, что сейчас основная задача в развитии Ани – принятие, понимание себя, понимание своих потребностей, умение управляться со своим телом. В этом помогают и занятия ЛФК, у Ани проблемы с осанкой, а в обычные спортивные секции она ходить пока не сможет.

Специалист-психолог, который работает с Аней, адаптировал программу для подростков для ребенка с особенностями. Благодаря этим занятиям Аня узнает и называет чувства: «Мне радостно», «Мне не понравилось». Она понимает свои состояния, за этим стоит огромная работа. С психологом Аня может обсудить то, о чем не станет говорить с мамой. Психолог работает и на то, чтобы Аня научилась планировать свое время, свое ближайшее будущее.

«Недавно Аня забыла в школе учебник, еще год назад мне пришлось бы идти туда и выяснять судьбу учебника. Сейчас я могу объяснить Ане эту задачу, и она выполнит ее сама. Этот огромный прогресс – заслуга специалистов центра “Вместе весело шагать”», – говорит мама Ани.