Субботнее утро с детьми
Субботнее утро в нашей семье начинается со стратегических переговоров с детьми. Необходимо снова и снова убеждать их отойти от телевизора и «заняться чем-то полезным». Ничего, что всю неделю не смотрели. Нет, не надо. Ни минуточки. Возьмите лучше книжку.
Книжка против телевизора? Какой слабый дипломатический ход. Что может молчаливый томик, все достоинство которого – лишь две картинки, да и то одна на обложке, против какофонии красок, форм и звуков? Чем медленно текущая житейская история лучше быстро сменяющихся сцен погонь, фантастических превращений и волшебных полетов? Хотите отвадить ребенка от чтения? Чаще используйте в качестве штрафа за всякие провинности запрет на просмотр мультфильмов. В таком случае время, проведенное у телевизора, становится справедливо ожидаемой наградой, а книга начинает казаться краюшкой хлеба в тюремной камере. Другая крайность, конечно, всю классику сказочной и приключенческой литературы предлагать ребенку только в облегченной телеверсии.
Дочка с недовольной миной листает выданный мамой альбом. Звучит приговор: «Мне неинтересно». Понимаете? Неинтересно. Вот уж вердикт, против которого трудно что-то возразить.
Но однажды, обсуждая планы прогулки в предстоящий выходной, она выдает: «Хочу посмотреть на храм с лабиринтом». Судорожно начинаешь вспоминать: «Где это показывали?» «В книжке, которую вы мне дали» – объясняет недогадливым родителям ребенок.
Действительно, о храме Покрова Богородицы что на Рву, более известном как храм Василия Блаженного, многие говорят как о соборе, чье внутреннее пространство напоминает запутанный лабиринт. Но поймет ли ребенок, что это – всего лишь метафора, образное сравнение, не будет ли разочарован тем, что обещанный лабиринт окажется всего лишь сплетением лестниц и коридоров?
Как бы то ни было, мы все-таки едем на Красную площадь, на которой я, как закоренелая москвичка, бываю только раз в десятилетие. Что же, дети подросли, похоже, придется менять привычки.
Большим семьям на заметку. Традиционной скидки по удостоверению многодетной семьи, которую вы получите и в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина, и в других местах, кассы Покровского собора (а это, увы, тоже всего лишь музей, вернее один из филиалов Исторического музея, который также лоялен к этой системе скидок) вам не дадут. Зато предложат бесплатно посетить это место в последнее воскресенье месяца.
Проходим мимо огромных икон, выставленных в первых залах храма. По узкой лесенке в круто уходящем вверх кирпичном коридоре, по вытертым тысячами ног деревянным ступеням, карабкаемся выше и выше…
– Ну что, похоже на лабиринт?
– Очень – отвечает дочь, с восторгом изучая, как одна лестница переходит в другую.
Здесь, наверху, действительно холодно: недаром нам постоянно попадаются сотрудницы музея, сидящие под накинутым поверх двух радиаторов шерстяными одеялами. Здесь, наверху – самое время поговорить об иконах и иконостасах. О царе Иване и его сыновьях, о взятии града Казани, о зодчих… О святом, чьим именем назван этот храм. Хорошо бы – да, оказывается, собственная память с готовностью выдает только одну историей: о том, как Василий Блаженный перестал быть учеником сапожника и начал совсем другую жизнь…
К счастью, здесь же, среди расписных матрешек, пасхальных яиц и всяческих сувениров отыскивается яркая книга «Двадцать восемь чудес Василия Блаженного», изданная Государственным историческим музеем. Мы открываем ее, сидя на лавочке в одном из девяти внутренних храмов этого собора. Язык сложный, старый, но почему-то так легко читается. И сложно оторваться. И дочка просит: «А дальше?»
Признаться честно, имея дома полное собрание житий, собранных святителем Димитрием Ростовским, читаем мы их очень нечасто. Издание житий в пересказе для детей, стоящее на полке рядом, тоже не вызывает у малышей искреннего интереса. Страдания святых, подробное описание жестоких казней и орудий пыток, нарочито сухая мораль, немного высокопарный слог – за всем этим ускользает что-то важное. Ведь Евангелие – это Благая весть!
В житии Василия Блаженного я нашла все то, что так долго искала в иных книгах. То, что делал этот святой на улицах Москвы XVI века никак нельзя назвать «неадекватным». Это высшая форма здравомыслия. Книга, которую мы читаем, описывает не подвиги и мучения, а самую простую жизнь. И потому слова так ясны и поняты, и урок, который дает каждая история, так доходчив. Вот шайка хитрецов обманом пытается выпросить у святого Василия подаренную ему благодетелем шубу. «Товарищ наш умер – не на что похоронить его». «Что же, забирайте, пусть будет по слову вашему» – говорит блаженный, зная, что тот, кто по злому умыслу притворился мертвым, уже не очнется от вечного сна. Что может быть лучшей иллюстрацией заповеди «не говори неправды», чем эта история?
Царь, поглощенный мыслями о строительстве нового дворца, не замечает появления на службе в храме блаженного Василия. «Почему я тебя не видел в церкви» – вопрошает потом царь святого. «Я-то был, да тоже тебя не видел. Не в храме ты был, а в мыслях ходил по своему новому дворцу» – отвечает юродивый. Всем нам урок, детям назидание.
Уснув в земной жизни, Василий Блаженный проснулся в вечности уже иным: он становится скорым помощником и молитвенником за тех, кто обращается к нему. Предание повествует нам о множестве одержимых разными болезнями людей, которые по молитвам своим святому Василию в скором времени получают исцеление.
Мне всегда казались скучными протокольные списки таких историй. Но тут читаешь о всех этих слепых женах, и воочию видишь, как совершается чудо. Человек принимает решение идти за помощью к святому. Тот является уже в пути и говорит: «Иди в храм, и Господь исцелит тебя». И человек идет, но уже исцеленный. В храм он приходит только для того, чтобы рассказать всем о чуде, воздать хвалу Богу и «возвратиться в дом свой».
Возвращаемся и мы. И напоследок, вместо традиционной сказки на ночь, дочка просит дочитать ей «книгу о чудесах».
Валерия Ефанова (1978). Родилась в Москве. Выпускница философского факультета Российского государственного гуманитарного университета. Главный редактор московской приходской газеты «Лампада», журналист, сотрудничающий с рядом православных и светских изданий. Мама троих дочерей.