Источник: Регионы.ру

31-hr_Vas_Blazh1

29 сентября, выступая в дискуссии на сессии ПАСЕ в Страсбурге по теме «Культурное образование: содействие развитию культурных знаний, творческого потенциала и межкультурного понимания через образование», член Совета Федерации Анатолий Коробейников заявил, что все большее доминирование в некоторых школьных дисциплинах духа рациональности и недооценка культурно-эстетических факторов приводит к искажению в сознании учащихся подлинного смысла человеческой жизни. По мнению российского сенатора, литература, искусство и другие предметы гуманитарного цикла – эти атрибуты образования будут первичны всегда, каких бы высот в своем развитии ни достигли технические науки и информационные технологии обучения.

Идея «новой культурной Европы» – это вовсе не «Евровидение», уверен сенатор. На первом месте должна находиться не развлекательная субкультура, а духовно-нравственная среда, в которой укрепятся корни традиционной общеевропейской и национальной культуры.

Не стоит ли усилить изучение предметов гуманитарного цикла в средней школе? Как можно воспрепятствовать распространению стандартов массовой культуры общества потребления в России? С такими вопросами корреспондент REGIONS.RU/»Новости Федерации» обратился к российским священнослужителям.
***

32-o_tixon_zimin

Иеромонах Тихон (Зимин), преподаватель Московской духовной академии и семинарии, считает, что культурная ситуация в Европе и во всем мире вызывает серьезные опасения.

«Субкультура развлечений берет верх над культурой как таковой», — заявил священник.

По его словам, успех в борьбе с этим злом во многом определяется положением дел в сфере школьного образования. «Ведь одной из важнейших задач школы является привитие детям достойных идеалов», — пояснил о. Тихон.

Отметив, что математика, история и языки должны занимать лидирующее положение среди предметов, он обратил внимание на важность для нынешнего времени приобщения детей и юношества к высшим образцам мирового искусства. «А в современном образовании практически полностью отсутствует какая-либо система по привитию детям навыков восприятия классического искусства. На изучение образцов мировой художественной литературы, живописи и музыки в школьных программах отводится крайне мало времени. А жертвой «Евровидения» в первую очередь становится тот, кто не воспитан на произведениях мировой классики», — заключил иеромонах Тихон (Зимин).

33-sv_Agapov1

Священник Алексий Агапов, настоятель Михаило-Архангельской церкви г. Жуковского Московской области поддержал заявление Анатолия Коробейникова.

«Наконец-то, опомнились!» – заявил отец Алексий.
«Очевидно, что мы переживаем кризис европейской и мировой культуры. Возможно, этот кризис удастся преодолеть (правда, верится в это с трудом) и выйти из него, приобретя иммунитет к культурному негативу. Но мы видим, что из школы последовательно выдавливаются гуманитарные дисциплины, что кризис усугубляет и приводит к еще большему оскудению культуры. А система ЕГЭ формирует уже какой-то иной тип сознания, не способного к восприятию ценностей культуры», — прокомментировал священник сложившуюся в России ситуацию с культурой и образованием.

При этом, по его словам, «культурная катастрофа грозит не только России, но и всему европейскому сообществу, объявившему о наступлении «постхристианской эры». Священник считает, что стандарты массовой культуры «навязываются обществу влиятельными представителями интеллектуальной элиты, для кого важно, чтобы «пипл хавал» то, что все мы наблюдаем с подступающим чувством тошноты». «Очевидно, что эта «массовая культура» не есть порождение творчества масс, но средство управления «массой». Противостоять этому нужно и внутренне, и объединенными усилиями всех людей Культуры», — заключил священник Алексий Агапов.

34-o_makarij_markish

Руководитель службы коммуникации Иваново-Вознесенской епархии иеромонах Макарий (Маркиш) отчасти поддержал Анатолия Коробейникова.

«Родители, педагоги в школах, духовенство в церквах, законодатели, исполнительная власть, СМИ, писатели, поэты, журналисты, кинематографисты, владельцы телевизионных сетей — каждый пусть выполнит свое предназначение», — заявил он.

Важнейшим же качеством, которое следует развивать в гражданах при помощи Церкви отец Макарий назвал невосприимчивость к враждебной культуре.

По его мнению, педагоги при этом должны правильно построить школьный курс «в разумном соединении обязательных дисциплин с дисциплинами по выбору, дисциплин, направленных на созидание личности, с дисциплинами, направленными на профессионально-техническую подготовку». «Если меня учат работе на компьютере или за токарном станке, то надо понимать, что это не для всех, каждому — свое, а вот литература, история, основы духовно-нравственного воспитания – это дисциплины общеобязательные и именно личностного направления», — пояснил отец Макарий.

«Необходимо провести такую дифференциацию, чтобы в профессиональном смысле каждый получал то, что ему интересно, полезно и нужно, а в общекультурном смысле они получали бы то, что нужно всем им как людям, как личностям, как гражданам России», — заключил иеромонах Макарий (Маркиш).

35-o_maxim_kozlov

Протоиерей Максим Козлов, настоятель домового храма МГУ назвал важным оружием против бескультурья возможность родителей уделять время воспитанию, чтению, просто общению с детьми.

«Противопоставить негативным тенденциям в области культуры можно укрепление традиционной семьи», — заявил он. По его словам, «семья где читают дома детям книги, где вечером люди друг с другом разговаривают — это такая семья, где ребенок имеет возможность вырасти с крепкими основами духовной культуры в своей душе».

К этому, по мнению священника, «может приложиться и внешняя образованность». В этой связи отец Максим напомнил, что культурный человек- это не обязательно человек бесконечно внешне информированный, а «человек, внутренне стойкий по отношению к пошлости».

Священник отметил, что второй составляющей этого процесса должны стать усилия со стороны школьных специалистов. «Бросить лозунг об усилении гуманитарных дисциплин легко, но если посмотреть на реальную загрузку школьников программой, окажется, что не стоит рубить сплеча», — пояснил он.

Отдельно отец Максим остановился на влиянии телевидения на подрастающее поколение. В этой связи он призвал российских политиков более активно выражать свою гражданскую позицию по поводу содержания и качества телепередач. «Следует не только перед лицом европейской общественности констатировать пагубные тенденции, но и внутри страны добиваться того, чтобы общенациональные каналы содержали меньше рекламы, меньше пошлости и больше традиционных ценностей, о возрождении которых так много нынче говорят», — заключил протоиерей Максим Козлов.

36-o_andrej_spiridonovСвященник Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, главный редактор радиопрограммы «Благовещение» считает, что в сегодняшнем воспитании детей отсутствует необходимая идеология.

«Конечно, школьные предметы должны быть представлены в большей степени культурообразующими, гуманитарными дисциплинами, но ведь дело еще и в том, как их преподавать, поскольку по отношению к подрастающему поколению должна проводиться идеология в хорошем смысле этого слова», — заявил отец Андрей.

«Если современная западная идеология общества потребления воспитывает нравственные стереотипы побуждающие брать от жизни все, есть, пить и веселиться, стремится к комфортной жизни, то установка на труд, подвиг в хорошем смысле начинает вымываться из сознания современного человека», — пояснил священник. По его словам, ориентируясь на стереотипы общества потребления, «человек молодой, репродуктивного, как говорится, возраста, перестает быть способным к созидательной жизни, перестает рожать детей, потому что с ними много трудов и проблем, желает ограничится одним-двумя детьми, не желает как-то трудиться».

Отец Андрей считает, что в перспективе эта проблема сводится к вопросу выживания нации. «Мы все превратимся в таких выхолощенных Обломовых. Новый герой может быть в какой-то степени внешне даже и активным, но активным в плане отдыха и собственного комфорта», — пояснил он.

«В образовательной системе должны быть те предметы и тот способ их преподавания, который формировал бы ответственного человека, иначе мы как нация в конце концов сойдем на нет, утратив способность к труду, созиданию и обороне», — заключил священник Андрей Спиридонов.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.