«Проповедь» и захват монастыря
В среду, 25 августа, в Измайловском суде Москвы началось рассмотрение по существу уголовного дела бывшего схиигумена Среднеуральского женского монастыря Сергия Романова. Он обвиняется в склонении к самоубийству, нарушении права на свободу совести и вероисповедания и самоуправстве (ч. 3 ст. 110.1, ч. 3 ст.148 и ч. 1 ст. 330 УК РФ).
До своего ареста в декабре этого года бывший схимонах успел натворить и сказать много всего такого, что привело его сначала к отлучению от Церкви, а впоследствии и на скамью подсудимых, рассказал заведующий лабораторией деструктологии Роман Силантьев.
Сергий не только ругал церковную и светскую власти за внедрение ковидных ограничений, но и разжигал рознь, настраивал людей друг против друга, призывал к насильственной смене конституционного строя — словом, вел себя как классический лидер тоталитарной секты, считает эксперт. После запрета в служении он объявил о захвате монастыря, а также записал и выложил в сеть видео, где спросил одну из послушниц, готова ли она «умереть за родину». Женщина сказала, что готова.
— А ведь ей всего двадцать лет! — с восторгом воскликнул Сергий.
Он знал, что его могут арестовать, и намеренно нагнетал ситуацию, как бы сигнализируя властям, что его трогать не надо, иначе его люди совершат суицид, объяснил подводный смысл «проповеди» Роман Силантьев. По мнению эксперта, опыт тоталитарных сект показывает, что в случае угрозы своему лидеру его последователи часто готовы на все.
С Силантьевым и в целом с обвинением не согласен адвокат обвиняемого Павел Бабиков. Он считает, что в проповеди не звучало призывов к самоубийству.
— Выражение «нужно погибнуть за Россию» относится к сути проповеди и не является призывом, а обозначает ценности. К тому же никому из потерпевших не было причинено ни физического, ни материального вреда. Поэтому мы считаем, что по всем вынесенным обвинениям нет состава преступления, и будем настаивать на том, чтобы конфликт был решен в рамках церковного права, — отметил он в беседе с «Правмиром».
По мнению адвоката, захвата монастыря также не было, как не было и призывов к свержению власти — высказывания на эту тему были истолкованы светскими людьми неверно.
— Что касается «захвата», он епархию в монастырь не пускал, а прихожане могли входить туда и выходить свободно, — сказал Бабиков.
По данным Романа Силантьева, в монастырь к Сергию приезжал глава запрещенной в РФ террористической организации «Народное ополчение имени Минина и Пожарского», отставной полковник ГРУ Владимир Квачков, отсидевший срок за попытку вооруженного мятежа. К Сергию также приходили актриса Мария Шукшина, депутат Госдумы Наталья Поклонская, комик «Уральских пельменей» Дмитрий Соколов.
Бывший милиционер
Полковник внутренней службы в отставке, протоиерей Андрей Хвыля-Олинтер работал в органах примерно в одно время с Сергием, тогдашним оперативником внутренней службы.
— Коллеги по службе отзывались о нем как о человеке резком, склонном к экстремизму, а уволили его из органов по обоюдному согласию сторон, — вспоминает Хвыля-Олинтер.
Он рассказал историю криминального прошлого схиигумена. Из материалов уголовного дела № 44374 следует, что 30 апреля 1984 года недалеко от города Пушкино, под мостом, было обнаружено придавленное облицовочными плитами мертвое тело учителя географии школы № 11 Рашита Хафизова. На теле были многочисленные раны, нанесенные монтировкой.
Следствие установило, что накануне убийства Николай (Сергий) Романов вместе с друзьями находился в доме своей знакомой. Выйдя на улицу, они встретили Хафизова и решили его ограбить, а в качестве предлога предложили подвезти его до дома. По дороге они остановились и сказали Хафизову, что автомобиль сломался. А когда Хафизов вышел, чтобы помочь, ударили его камнем. Хафизов потерял сознание. Романов и его друзья подумали, что он мертвый, положили его в багажник и поехали топить тело.
Но учитель географии пришел в сознание. Романов и двое его сообщников Ефимов и Гнедько вынули Хафизова из багажника и по очереди ударили его несколько раз по голове монтировкой. Привязали к телу плиту и поднесли к краю моста.
Но когда сбрасывали Хафизова в реку, плита зацепилась за перила и оторвалась, поэтому, испугавшись, Романов, Ефимов и Гнедько спустились вниз и закидали тело облицовочными плитами из-под моста.
19 сентября Николай Романов был арестован Пушкинским ОВД Московской области по делу об убийстве. Его осудили по статьям «разбой», «умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах» и «кража, совершенная повторно или по предварительному сговору группой лиц» УК РСФСР. По совокупности преступлений бывший милиционер получил 13 лет тюрьмы.
Священник с криминальным прошлым
За две тысячи лет в истории православия было много еретических движений и сомнительных духовных лидеров, но рукоположение в сан священника человека, судимого за убийство, случилось, пожалуй, впервые, говорит профессор православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Александр Дворкин. Он считает это грубейшим нарушением устоявшихся веками церковных канонов и личной ошибкой митрополита Среднеазиатского Викентия (Мораря), на тот момент — архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского.
— Возможно, деятельный Романов показался ему полезным человеком, у которого есть энергия и организаторские способности. Ведь именно он взялся строить монастырь и весьма в этом преуспел. Но нарушение канонов приносит большой вред. И в случае с Романовым это не осталось безнаказанным, — говорит Александр Дворкин.
Свои преступления перед рукоположением Сергий скрыл, его криминальным прошлым никто особо не поинтересовался, считает Роман Силантьев.
Но кроме судимости, бывший схиигумен был трижды женат, что тоже является нарушением канонов, добавил Александр Дворкин.
— Человек, совершивший тяжкие преступления и желающий в них покаяться, может стать монахом, такая практика в Церкви есть (достаточно вспомнить фильм Павла Лунгина «Остров»). Но с таким набором преступлений его никогда не ставят на руководящие должности. Для Николая Романова его монашество стало способом самоутверждения и построения вертикали власти.
Несчастные послушницы, которых он постригал в монашество, исповедовались перед его портретом. Это называется мистическая манипуляция — он их убедил, что может общаться с ними даже через фото.
Также он использовал обман при вербовке — заранее узнавал подробности жизни приходящих к нему людей, а потом удивлял их своей «прозорливостью». Убеждал, что спастись вне монастыря нельзя, эксплуатировал адептов. Все это только видимость православия, на деле никакого отношения к нему не имеет, — считает Дворкин.
Добавочной стоимости к имиджу Сергия в глазах поклонников добавляло его мирское имя — Николай Романов — почти полный тезка последнего русского императора, причисленного Церковью к лику святых.
Кому выгодно
В РПЦ есть ряд раскольнических группировок, кому проект под названием «схиигумен Сергий» может быть выгоден, считает Александр Дворкин. «Ревность не по разуму» делает их действия и поступки близкими к экстремистским, согласен протоиерей Андрей Хвыля-Олинтер.
Есть подозрения, что в свою бытность милиционером Романов был тесно связан с оргпреступностью региона, поэтому строительство монастыря с большим количеством построек стало способом отмывания денег криминальным и полукриминальным бизнесом, полагает Роман Силантьев. Для самого Романова деньги тоже были основным мотивом его бурной деятельности, считает он.
— Такого типа секты в основном рассчитаны на женщин, психология которых сильно ослабляет их защиту от мошенников, они чаще влюбляются в преступников, «раскаявшихся разбойников», «старцев». Жены бизнесменов часто приводят в такие секты своих мужей. Многие, кто поумнее, десятилетиями так деньги зарабатывают, — сказал эксперт.
По мнению Александра Дворкина, увлечение Сергием и его идеями со стороны некоторых звезд шоу-бизнеса неудивительно: поскольку профессия актера связана с лицедейством и постоянным стрессом, артисты обладают более повышенной внушаемостью, чем обычные люди.
Одной из причин появления феномена Николая Романова протоиерей Андрей Хвыля-Олинтер считает накопившиеся проблемы внутри РПЦ и российском обществе как таковом.
— Поэтому мы имеем здесь и очевидную ложь, и лукавую полуправду, а также, несомненно, и истину. Последнее сильно привлекает наших православных ревнителей, его сторонников, — отметил эксперт.
Хвыля-Олинтер называет случай подсудимого Романова редким и юридически достаточно рискованным для стороны обвинения.
С ним согласен адвокат бюро «Авекс Юст» Игорь Бушманов. По его словам, 110-я («доведение до самоубийства») и 148-я («нарушение права на свободу совести и вероисповедания») статьи встречаются на практике в единичных случаях. А вот «самоуправство» — достаточно распространенный̆ в юридической практике состав преступления небольшой тяжести. Хотя обвиняемые по этой статье редко доходят до судебного разбирательства и приговора.
— Максимально возможное наказание, с учетом того, что два состава не предусматривают лишения свободы, не более четырех лет, без учета смягчающих обстоятельств, если таковые имеются. Но стоит учесть, что все составы небольшой и средней тяжести предусматривают и дополнительные виды наказаний. К примеру, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, — сообщил эксперт.
Окопавшегося в монастыре бывшего схиигумена арестовали в ночь на 29 декабря бойцы ОМОНа. Монахини, которые до этого уже изгоняли с территории монастыря съемочную группу Ксении Собчак, попытались отбить своего гуру, но тщетно — его арестовали и привезли в суд.
В отличие от суда церковного, сопротивление мирскому суду он пока не оказывал, напротив, просил своих пришедших с иконами (среди них были и с изображением Сталина) сторонников не митинговать в его защиту.
— У каждого свой крест, ничего делать не надо, — обратился он к пастве после помещения в СИЗО.
В июле Верховный суд перенес рассмотрение дела в Москву, согласившись с доводами обвинения о том, что «популярность подсудимого, его умение убеждать, наличие большого количества его сторонников в Свердловской области и в соседних регионах» могло вызвать массовые акции протеста и дестабилизировать там ситуацию. Адвокаты оспорили это решение, но затем отозвали жалобу.
Позже СК РФ заявил о возбуждении уголовных дел об истязании детей на территории монастыря (ч. 2 ст. 117 УК РФ) и халатности местных органов профилактики (ч.1 ст. 293 УК РФ).
По словам Павла Бабикова, рассмотрение дела, в котором набралось 30 томов, может затянуться на месяцы. Сам бывший схиигумен вину не признает. На состоявшемся 25 августа заседании было зачитано лишь обвинительное заключение. Поскольку потерпевший и свидетели не явились, суд был отложен на 2 сентября, сообщили «Правмиру» в пресс-службе Измайловского суда.