Представители общественности, как стало известно в понедельник, на этой неделе подадут в Мосгорсуд иск с требованием отменить решение Черемушкинского суда столицы, признавшего в декабре прошлого года лозунг «Православие или смерть!» экстремистским.

В 2010 году в социальной сети «ВКонтакте» были опубликованы фотографии девушки в футболке с нанесенной символикой и лозунгом «Православие или смерть!» на русском и греческом языках. Кроме того, изображение аналогичных футболок появилось на сайте их изготовителя — мастерской-студии общественной организации «Союз православных хоругвеносцев».

Предыдущие судебные заседания

Всего по данному делу было вынесено уже не одно судебное решение — данный вопрос рассматривали, помимо Черемушкинского, Люблинский районный суд и суд вышестоящей инстанции — Мосгорсуд.

После того как Черемушкинский суд Москвы 21 декабря 2010 г. признал надпись «Православие или смерть!» на футболке экстремистской, Минюст включил указанный лозунг в Федеральный список экстремистских материалов (под пунктом № 865). По словам адвокатов, в принципе за использование надписи теперь могут привлечь к уголовной ответственности по статье 282 УК РФ (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства).

В то же время 20 апреля этого года другой районный суд столицы – Люблинский принял прямо противоположное решение по данному вопросу: суд отклонил представление Люблинской межрайонной прокуратуры о признании экстремистским материалом футболки с надписью «Православие или смерть!». Получив отказ, надзорное ведомство обжаловало это решение в Московском городском суде.

Мосгорсуд же 10 августа отменил постановление Люблинского районного суда и направил дело на пересмотр. О причинах такого решения пока не сообщалось.

«Действия Мосгорсуда вызывают недоумение»

Подробности дела сообщил ЦВ заместитель заведующего сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями священник Александр Добродеев, выступавший на последнем заседании Мосгорсуда в качестве доверенного лица ответчика.

Отец Александр обращает внимание на подробное экспертное заключение, подготовленное сотрудниками Федерального центра судебной экспертизы при Минюсте РФ и принятое во внимание Люблинским судом Москвы.

«Первый суд, Черемушкинский, вынес решение о признании материала экстремистским на основании экспертизы, проведенной не на должном уровне; там всё «экспертное заключение» было на двух листах. В свою очередь Люблинский суд основывался на компетентном заключении более серьезных экспертов, представивших на 16 листах подробное разъяснение изображения на футболке. Это очень грамотное заключение, и оно не вызывает сомнений», — говорит священник.

Эксперты, в частности, отмечали, что фраза «Православие или смерть!» используется «для выражения идеи о том, что верность Православию есть ценность наивысшего порядка, что отпадение от православной веры хуже смерти» и что «данное утверждение типично для православного учения о смысле человеческой жизни, о спасении души».

«Возможно, что форма лозунга заимствована из получивших в национально-освободительном движении ряда стран лозунгов «Отечество или смерть!», «Свобода или смерть!» и под. Эти лозунги выражают идею отстаивания, защиты свободы и независимости Родины, но не агрессии и не насилия в отношении иностранцев, инакомыслящих и т.д.», — говорилось в экспертном заключении.

Кроме того, специалисты представили анализ тех символов, которые были изображены на футболке – это три черепа с кинжалами в зубах, кости, буквы «Г» и «А», кресты и аббревиатура «СПХ». По мнению экспертов, здесь также не содержится «негативной смысловой нагрузки», и, соответственно, не может идти речи о возбуждении религиозной розни.

По словам отца Александра, вероятно, именно эти изображения, а не столько сам лозунг, «привели в смущение» судей Мосгорсуда. Возможно также, что решающее действие на суд оказал тот факт, что Минюст ранее уже включил фразу «Православие или смерть!» в «черный список», добавил священник.

«Как бы там ни было, то, что произошло в Мосгорсуде, у меня вызвало недоумение. Сейчас ведь много есть подобных изображений: например, череп с костями, стрела и надписи типа: «Осторожно, убьет!» или «Опасная зона!». Они носят, скажем так, предупреждающий характер и лишь побуждают человека задуматься о происходящем», — отметил замглавы сектора МВД.

«Вообще, соединить Православие с экстремизмом – это надо еще постараться! И когда эти вещи так соединяются, это и вызывает недоумение», — сказал священник.

«Лозунг можно трактовать по-разному»

Тем временем последовала реакция уже и со стороны других представителей Русской Православной Церкви. Так, глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, слова которого приводит РИА Новости, считает, что лозунг, вызвавший судебные разбирательства и полемику, не содержит агрессивных призывов, хотя и «малосимпатичен».

«Было бы правильно, чтобы были пройдены все положенные судебные инстанции и были бы высказаны все аргументы за и против. Мне лично этот лозунг мало симпатичен, подобные лозунги возникли изначально не в церковной среде, а в среде революционеров и сторонников радикальных политических движений. Впрочем, этот лозунг можно трактовать по-разному. Агрессивных призывов я в нем не вижу», — сказал отец Всеволод.

Таким образом, точка в данном деле еще никоим образом не поставлена. И, судя по всему, по поводу получившего такой резонанс утверждения будет принято еще не одно судебное решение…

Сергей Стефанов
Источник: Церковный вестник

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.