1. Обсудите группы в интернете
Подростки очень подвержены влиянию извне, если это влияние убедительно. Сайты, направленные на то, чтобы подтолкнуть наших детей к самоубийству, построены очень грамотно. На мой взгляд, над ними работала группа профессиональных психологов, знакомая с методами воздействия на человеческую психику. Мне сложно судить, кто за этим стоит, но это – целенаправленное уничтожение и формирование «культуры» суицида. Поговорите с детьми об этом прямо. Объясните, что ими манипулируют.
2. Пишите детям мотивационные письма
На прием ко мне попадает две категории детей – отличники, к которым предъявляются завышенные требования, и подростки, на которых никто не обращает внимания. Если во второй категории родителям важно просто начать говорить с детьми, обращать внимание на их жизнь, то с первой категорией всё сложнее: на детей давят и родители, и учителя.
Мне очень нравится инициатива австралийских учителей. Перед каждым экзаменом они пишут ученикам послания: «Этот экзамен по математике – не вся жизнь. Он не скажет о тебе ВСЁ, как о человеке. Сейчас тебе надо собраться и показать свои знания, но, независимо от результатов этого экзамена – ты потрясающий, уникальный и удивительный. Если ты не добьешься успехов в этом – добьешься в чем-то другом».
3. Делитесь эмоциями
Ко мне приходят дети из благополучных семей. Казалось бы, что может их беспокоить? И тут выясняется, что в семье – кризис личных отношений. Например, родители находятся в состоянии развода или предразводной ситуации, но для детей делают вид, что «всё нормально».
Дети всё чувствуют. С ними надо обсуждать эту ситуацию, делиться своими чувствами, чтобы они понимали, что происходит. Подростки начинают искать ответы на свои вопросы на стороне, а находят опасные группы.
4. Страхотерапия
Иногда подростков следует напугать. Дети не представляют, насколько сильна и неизбежна смерть. Они представляют себя в цветах, пышные похороны, рядом скорбящих родных в красивых траурных одеждах.
Объясните им, что для мамы и папы это горе на всю жизнь, их «враги», которым они хотели что-то показать, ничего не осознают. Расскажите, что смерть ужасна, некрасива. Исходя из своих религиозных взглядов, можно объяснить ребенку, что ждет его после смерти, в красках.
5. Выстраивание механизма ценностей
Следующий шаг после страхотерапии – разговор о том, что для ребенка важно и ценно. Спросите, что бы он хотел получить, если решатся его проблемы? Кем мечтает стать? Расскажите ребенку, как он может этого добиться, если сейчас не опустит руки.
6. Спросите, какие советы ребенок дал бы другому в такой ситуации
Когда ребенку дается возможность посмотреть со стороны, он видит, что проблема не критична. Расскажите ему об аналогичной проблеме вашего «друга», пусть ребенок даст ему совет, который поможет ему самому.
7. Крайняя мера
В крайнем случае интернет можно и запретить, но тогда ребенку надо предложить альтернативы – привлекать его к новой совместной деятельности: фитнес, танцы, рисование. Важно, чтобы эта деятельность была именно совместной, чтобы вы жили вместе с ребенком, знали его интересы.
8. Не игнорируйте тревожные звоночки
Не оставляйте без внимания разговоры «что бы вы сделали, если бы я умер?», посты на стене «ВКонтакте» «какую речь вы бы сказали на моих похоронах?», брошенную в ходе ссоры фразу «лучше бы я умер». Акцентируйте на этом внимание и говорите с ребенком на эти темы. Даже если вам кажется, что это манипуляция.
9. Стоп-фразы
«Маша отлично учится, а ты двоечник» – не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивать ребенка можно только с ним самим: «Помнишь, у тебя получилось вчера», он должен знать, что для него это возможно.
Не пугайте его неизвестностью – «только попробуй не сдай экзамен».
Просите прощения за оскорбления. Просите прощения у ребенка, если уже обозвали его в ходе ссоры негативным оценочным словом. Объясните, что взрослый точно может быть не прав. Ребенку нельзя сказать «ты – дрянь», «ты – мерзавец».
10. Загружайте ребенка
Чем больше ребенок загружен, тем меньше его сознание занято другими моментами. При этом не надо создавать обстановку, в которой ребенок всегда должен «оправдывать надежды». Скажите, что хоккей – это здорово, но здорово уже то, что он занимается спортом и закаляет свой характер. Вы не ждете, что он станет чемпионом. Если не получится с хоккеем, он попробует что-то еще.
Подготовила Анна Уткина