Доклад кандидата философских наук, преподавателя Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета И.С. Вевюрко на Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Cовременная библеистика и предание Церкви».
1. Апостол Павел может считаться основателем христианской антропологии. Он первый изложил новозаветное учение по ряду «вечных» вопросов бытия человека: смерть, смысл жизни, положение человека в мире, закон, свобода, равенство, знание, вера, и др.
2. При следовании святоотеческим толкованиям апостольских посланий, нельзя упускать из виду того факта, что сами эти толкования вне контекста библейской мысли не могли быть понятными. Древняя Церковь читала Священное Писание по суточному кругу как богослужебных, так и домашних чтений, у первых читателей отцов эти чтения и связанные с ними предания апостольского века были «на слуху».
Современное церковно-научное исследование Библии могло бы способствовать возрождению этой практики, которая была исключительно плодотворной в истории христианской мысли.
3. Послания апостола Павла написаны сжатым, образным языком по конкретным поводам для конкретных общин. С этим связана трудность их систематизации по специальным направлениям, которая рискует свестись к сокращению или пересказу содержания посланий, либо к перечислению общих истин, для выяснения которых научные усилия избыточны. Неслучайно, поэтому, обобщающие исследования антропологии апостола еще не заняли прочного места ни в религиоведении, ни в библеистике.
4. Для научной систематизации текстов подобного рода целесообразен сквозной тематический анализ, реконструирующий ключевые вопросы на пересечении ожиданий аудитории с авторской интенцией.
5. Самым характерным в любой системе мысли является самое парадоксальное в ней. Для антропологии апостола Павла таковым является утверждение: «не все мы умрем, но все изменимся, вдруг, во мгновение ока» (1 Кор 15:51). несмотря на то, что «человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр 9:27). Апостол учит, что физическая смерть, как разлучение души с телом, не является обязательным итогом повседневного умирания (ср. 1 Кор 13:31) христианина, который должен быть готов к преображению своей плоти в пришествие Христово без посредства сна смертного.
6. Данный парадокс может быть представлен как ось, наличие которой открывает возможности для систематизации всего антропологического материала посланий. Основным фактом антропологии апостола является то, что человек может и должен обновиться качественным образом. При этом христианин меняет не свою природу, а соотношение между сторонами базовых оппозиций в ней. Ниже будет приведено несколько примеров.
7. Жизнь и смерть. Вопреки обыкновенному взгляду, который полагает смерть итогом жизни, апостол учит, что человек рождается уже в ситуации смерти. При вступлении в возраст исполнения заповеди (у иудеев бар-мицва), он имеет возможность осознать эту ситуацию и ее смысл (Рим 7:9-10). Для христианина жизнь есть искомое, а смерть данное. Начало подлинно христианской жизни подобно пробуждению и воскресению (Еф 5:14).
8. Внутреннее и внешнее. Апостол противопоставляет «лицо» и «сердце», как две стороны человеческой личности. Первенство в христианской жизни достается внутреннему, но в итоге между ним и внешним должно быть достигнуто такое соответствие, при котором в человеке станет созерцаемой «тайна» Божия, недоступная самим ангелам.
9. Родовое и личное. Диалектика утверждений «никто из нас не живет для себя» и «каждый понесет свое бремя» также относится к двойственному характеру человеческой природы. В антропологии апостола Павла «индивидуальное спасение» немыслимо, но существует индивидуальная ответственность. Без идеи родового единства (как в грехе, так и в святости), унаследованной от Ветхого Завета, невозможно понять учение апостола о грехе и спасении.
10. Иудей и язычник. Павел осмысляет разделение на иудеев и язычников как центральный момент истории человечества. Иудейство должно было доказать невозможность жизни по закону, и эта невозможность продемонстрирована всем историческим путем богоизбранного народа. Вместе с тем, язычество должно было прийти к осознанию необходимости жизни по закону. Язычники были предоставлены самим себе, т.е. свободны, и пришли только к идее «неведомого Бога», наряду со смутной идеей совести – «закона, написанного на сердцах» (Рим 2:15). Иудеи жили под особым водительством Господа и пришли только к осознанию своей немощи (Деян 15:10). Таким образом, «всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать» (Рим 11:32). Но иудеи при вступлении в Церковь поставлены во вторую очередь, ибо иначе они своей ревностью к закону оттолкнули бы от нее другие народы (Рим 11:30-31). Они приходят ко Христу в индивидуальном порядке, а не как народ – и все-таки это возвращение «остатка», предсказанное пророками (Рим 11:5).
11. Мужеский и женский пол. Сопоставление тех мест, где апостол различает роль мужчины и женщины, с теми, где он отвергает различие между полами (равно как и между социальными состояниями), приводит к выводу, что мужчины и женщины в Церкви только представляют, овнешняют собой разные аспекты одного и того же исцеляемого Христом человечества. Эти роли – часть «чина», по которому в Церкви должно совершаться все (1 Кор 14:40). Пол не базовое переживание личности, но и не выбор или предпочтение, а возложенное на нее послушание, в котором она возрастает и от которого не вправе отказаться.
12. Дух и плоть. Можно заметить, что противопоставлены они друг другу не как субстанции, а как области приложения «помышлений» (Рим 8). В связи с этим выясняется, что «плоть» определяет человека в его временной, искаженной грехом автономности, в то время как «дух» – это соприсутствие христиан друг другу (1 Кор 1:10, 5:4, Кол 2:5). Но неверно, что термин «плоть» в посланиях апостола носит однозначно негативный характер. «Греховное тело плоти» «совлекается» только причастием к «телу плоти Христовой» (Кол 1:22), т.е. эгоистический характер плотской жизни преодолевается не просто в общине верующих, а в личном приобщении ко Главе (ср. Еф 5:23).
13. Закон и свобода. Свобода, по апостолу Павлу, есть нормальное состояние и самоощущение христианина (Гал 5:13). Из этого непринужденного состояния он предает свои члены в «послушание к праведности» (Рим 6:16). Поэтому свободный «не чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу» (1 Кор 9:21), т.е. обязан тем же законом, которому следовал Иисус, предавая Себя на смерть.
14. Знание и вера. «Вера» у апостола Павла ближе к библейской «верности», чем к «вере» философской гносеологии. Поскольку христианская Истина гонима в мире, то, познав ее внутренним убеждением, надо еще дождаться ее победы в себе самом и вне себя – уверенность в ожидаемом и есть вера. Таким образом, «знание» присутствует и в начале, и в конце пути.
Представленный здесь «пунктирной линией» подход может быть применен и к другим значимым для апостольской антропологии оппозициям: например, человек и ангелы, семья и безбрачие, закон и благодать. Все они развертываются вокруг одной главной линии – преображения человека, для которого есть пути более длинные и более краткие, более славные и более легкие.