30 апреля 2021 г. (Osservatore Romano, di Roberto Cetera)
— Каждый год Благодатный Огонь приводит в Иерусалим множество христиан. Как Вы объясняете то, что такое отношение к нему сохранилось и даже усилилось на протяжении веков?
— Чин Благодатного Огня имеет свои корни в ранних годах церкви, когда только начинали развиваться литургические практики. И он является одним из самых древних выражений богослужебной традиции Иерусалимской церкви. У нас есть свидетельства об этом от таких древних паломников, как Эгерия (конец IV века). Год за годом местные христиане и паломники собирались в этот день, в который мы предвкушаем воскресение. И который в нашей традиции мы даже называем «Первым Воскресением». И он несет тот свет, который жены-мироносицы увидели сияющим из гроба. Мы читаем об этом в Евангелии от Матфея: «По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; виде его был, как молния, и одежда бела, как снег» (Мф. 28:1-3).
Этот опыт Нетварного Света, сияющего от Святого Гроба, отображается в зажженных свечах, которые несут свет не только в церкви, но и по всему миру. В каждом православном храме в начале пасхальной литургии люди зажигают свои свечи от свечей священника, и обычай этот идет из Иерусалима. Даже во времена гонений и сложностей для Иерусалимской церкви в прошедшие века, продолжалось это свидетельство о Благодатном Огне.
Есть несколько причин, объясняющих важную роль чина Благодатного Огня для многих.
Во-первых, Благодатный Огонь является важным знаком продолжающейся веры Церкви в воскресение Иисуса Христа. С того самого места, с которого ежегодно появляется Благодатный Огонь, Сам Господь восстал после трехдневного погребения, провозглашая то, что смерть навеки уничтожена, а новая жизнь воскресения открыта всем. Живое пламя является свидетельством о Живом Боге, «Отце светов» (Иаков 1:17)
Иисус говорил, «Я — свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин 8:12).
Мы должны помнить о том, что Благодатный Огонь напоминает нам о тайне Божественной жизни и нашего человеческого существования, цель которой – «стать причастниками Божественного естества» (2 Петр 1:4)
Жизнь сама по себе является великой и священной тайной, и эта жизнь была дана всей человеческой семье в творении.
В нашей жизни мы вовлекаемся в тайну Божественной жизни разными путями — в таинствах, в первую очередь в Божественной Евхаристии. Человеческое сердце очень восприимчиво ко всем инициативам Бога. Эта божественная инициатива имеет своим центром бого-человеческую встречу, произошедшую здесь на Святой Земле, где мы являемся живыми свидетелями нашей священной истории. Люди повсюду видят здесь символы и свидетельства той бого-человеческой встречи, видим его мы и чине Благодатного Огня на самом месте воскресения. И люди идут вперед в своей духовной жизни, желая быть ближе к тем событиям, становиться их свидетелями.
Есть здесь и другое. Чин Благодатного Огня является подлинно экуменическим событием. Под этим мы понимаем то, что это событие объединяет не только христиан, но и всех людей доброй воли, как в наших общинах здесь, так и по всему миру без всякого разделения. Это важно для православных, но важно также и для других христиан, которые в нем участвуют, — армяне, копты, сирийцы, также и римо-католики, англикане, лютеране и люди других религий, которые, как мы знаем, каждый год присутствуют в церкви на этом событии. Благодатный Огонь дает свой свет всем, чтобы все, принимающие его, могли познать и то просвящение, которое Нетварный Свет приносит в наши сердца и умы. Благодатный Огонь сам есть отражение того света, который горит в каждом сердце, ищущем Бога. Так что неудивительно, что он продолжает привлекать и вдохновлять тысячи людей.
— Как этот чин интерпретируется в православной богословской традиции? В чем сверхприродное значение этого события?
— Поскольку Благодатный Огонь приходится на Великую Субботу, канун Пасхи, то в православном богословии он является в первую очередь предвкушением воскресения. И в восточной, и в западной традиции Пасхи огонь играет важную роль как вестник новой жизни и воскресения. То же самое и с этим чином. Как огонь вырывается из Святого Гроба, так и Господь Иисус Христос вырвался из Своей гробницы в то первое пасхальное утро. Во многих случаях светильники, зажженные от Благодатного Огня, отвозятся обратно в свои страны, куда они прибывают чуть позже той же пасхальной ночью. Так что свечи, горящие в самых отдаленных церквях, горят тем же самым светом, что и на пасхальном торжестве в Иерусалиме.
Сверхприродное значение – то же. Благодатный Огонь подводит нас ближе к тайне Воскресения, и таким образом углубляет обращение нашей души. Это делает для нас воскресение более близким и реальным, как и Божественную любовь, вдохновляя нас в нашей собственной духовной жизни. Как утверждает Библия, Бог нас никогда не оставляет (Втор 31:6 и Евр 13:5). И то, что это утверждается и в еврейской Библии и в христианском Писании, является важным свидетельством этой вселенской истины.
Наше участие в чине Благодатного Огня является опытом бого-человеческой встречи, и таким образом похоже на наше участие в Евхаристии, которая тоже является бого-человеческой встречей, когда мы приобщаемся Телу и Крови Спасителя.
— Каково, на Ваш взгляд, экуменическое измерение чина Благодатного Огня?
— Как я уже сказал, Благодатный Огонь является подлинно экуменическим событием в полном смысле слова.
Тут важно помнить три вещи.
Благодатный Огонь является знаком единства православных. Не только церквей-сестер, но и православных народов, которые в культурном смысле объединены общей религиозной традицией. В наше время мы видим желание всех православных христианских народов участвовать в этом, и они присылают свои делегации для получения Благодатного Огня.
Огонь также является вселенским религиозным символом. Он необходим для человеческой жизни, как физической, так и духовной.
Благодатный Огонь, разделенный между множеством свечей и лампад, напоминает нам о том, что жизнь и любовь Божии разделяются между нами, но от этого не уменьшаются. Как и Благодатный Огонь, на сколько бы отдельных огней его не разделили. Мы называем его также «неусыпающим светом», который постоянно горит в Храме Гроба Господня, даже во время войн и потрясений. Так Благодатный Огонь в подлинном смысле объединяет всех, прикасающихся к нему.
Мы должны также помнить об экуменическом призвании Храма Гроба Господня, где этот чин происходит. Ведь Храм Гроба Господня имеет определенное экуменическое призвание и миссию не только среди христиан разных церквей и конфессий, но также среди всех народов человечества, какими бы ни были их религии и практики. В этом храме мы на протяжении веков видим всю «ойкумену» в действии. Ежедневно христиане и другие свидетельствуют о том, как эта церковь, в отличие от любой другой в мире, собирает «великое множество людей, которое никто не мог перечесть, из всех племен, и колен, и народов, и языков, которые стоят перед престолом и перед Агнцем» (Откр 7:9). И это даже большее чудо, чем Благодатный Огонь, ведь все чудеса указывают не на себя, а на Бога и Его цели.
В этом году, как и каждый год, другие христианские конфессии, которые разделяют с нами заботу и службу в Храме Гроба Господня, соберутся вместе с нами. Не просто наблюдая из своих пределов храма, но соединяя свои молитвы с нашими в благодарности за воскресение.
Это одна из важнейших служб для Иерусалимской церкви. Вот почему эта Суббота на всех языках данного региона — греческом, арабском, иврите, — называется «субботой света». Именно так она и вошла здесь в календари аврамических религий.
Благодатный Огонь – не только для православных: это дар Православной церкви всему миру, который находится в трудности и смущении, и который ищет «свет истинный, который просвещает всякого человека» (Ин 1:9)
— Что Вы думаете о возможности единой даты Пасхи для всех христиан?
— Единая дата для всеобщего празднования Пасхи – это очень важно.
Мы должны думать об этом в свете нашего экуменического пути. Подлинный смысл экуменического пути – восстановление единой Чаши для всех тех, кто следует за Христом. Единство в таинствах, в вере и любви всегда должно оставаться нашей целью. В последнее время эта цель была несколько забыта и отодвинута на задний план, но мы должны вновь поставить ее во главу наших усилий. Только в этом случае у нас будет возможность исполнить слова молитвы Иисуса Христа к Своему Отцу, когда Он говорил «да будут все совершены воедино» (Ин 17:23).
Наше единство в вере и жизни важно не только для церквей. Оно принципиально для нашего общего свидетельства миру. Мы должны помнить, что Господь молился о единстве Своих последователей не только ради них самих, но, как Он говорил, «да познает мир, Отче, что Ты послал Меня и возлюбил их так же, как возлюбил Меня» (Ин 17:23).
Именно в этом контексте мы должны работать над общей датой празднования Пасхи. Это не вопрос удобства, но вопрос свидетельства об истине и силе воскресения. Все христиане разделяют основополагающее убеждение в том, что Господь Иисус Христос воскрес их мертвых, «смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав» (Тропарь Пасхи). Так, общая дата празднования Пасхи будет подлинным шагом к исполнению Господней молитвы о единстве всех Его учеников.
Так что ответ на поверхности. Давайте восстановим наше единство на том основании, которое было положено церквами на Вселенских соборах. Никейский Собор 325 г. установил то празднование Пасхи, которому мы следуем до настоящего дня. Конечно, мы хотим общую дату. И здесь надо всерьез задуматься о том, что Библия состоит из Закона Моисеева и из Нового Завета вместе. И есть определенное развитие от Закона Моисеева к заповедям Христа. Так что мы не можем менять ход священной истории, согласно которой христианская Пасха следует после еврейского Песаха. Помня об этом, мы приветствуем общую дату Пасхи. Христианская Пасха – это основание христианской веры, воскресение – это кульминация христианства. Как говорит апостол Павел, «если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес. А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор 15:13-14).
Перевод: Диакон Александр Занемонец