Свет Невечерний
Богослужение Христовой Церкви, пришедшей на смену Церкви Ветхозаветной, восприняло лучшие элементы иудейского богопочитания, в частности освящение начала и конца дня общественной молитвой. О песнопениях, с древности сопровождающих восход и закат солнца, рассказывает ведущий рубрики диакон Михаил АСМУС.
Библия как словарь для молитв
Источником творчества христианских гимнографов испокон веков было Священное Писание. Так, началом древнейшего утреннего песнопения — «Великого славословия», сохранившегося как на греческом Востоке, так и на латинском Западе, стала ангельская песнь, огласившая вифлеемское небо в ночь Рождества Христова: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение («среди людей — доброжелательность», Лк. 2, 14). За ангельской песнью следуют всевозможные хвалебные глаголы, также заимствованные из библейского словаря, в которых выражается почитание Бога: хвалим Тя, благословим Тя (буквально «говорим о Тебе хорошо»), кланяем Ти ся, славословим Тя, благодарим Тя. В этих словах нет ничего собственно авторского: искусство составителя этого гимна — в тематическом распределении известных библейских выражений о Святой Троице и о Христе.
В «Великом славословии» обосновывается сама возможность обращаться с молитвой прямо ко Христу: Господи, Боже, Агнче Божий, Сыне Отечь («Сын Бога Отца»), Вземляй («Берущий на Себя») грех мира, помилуй нас; Вземляй грехи мира, приими молитву нашу; Седяй («Сидящий») одесную Отца, помилуй нас: яко Ты еси един — свят, Ты еси един — Господь Иисус Христос во славу Бога Отца. Аминь. А ведь еще в середине III века не все христианские учители были уверены в допустимости такой молитвы, беря за образец обращение к Отцу в молитве «Отче наш» (Ориген Александрийский «О молитве»), а вплоть до самого IV века прославление Святой Троицы звучало: Слава Отцу чрез Сына во Святом Духе.
По уставу Православной Церкви Великое славословие исполняется ближе к концу утрени, после возгласа: Слава Тебе, показавшему нам свет, и тем самым приурочено к восходу солнца. Правда, в самом тексте славословия мы не встретим прямых указаний на время суток; использование этого песнопения как утреннего — дань традиции, восходящей к первым векам христианства.
Тихий — Милостивый — Радующий
Одно из самых прекрасных, запоминающихся даже новичку песнопений — «Свете Тихий», центральный текст византийской вечерни. О древности этого гимна говорит его неоднородное строение: из трех строф, его составляющих, первая и третья посвящены Христу, а вторая — наподобие припева — Святой Троице. Более поздняя традиция предполагает единство молитвенного обращения. На этот самый припев: …поем Отца, Сына и Святаго Духа, Бога… — ссылается и свт. Василий Великий ( IV век) для доказательства Божественного достоинства Святого Духа.
В отличие от Великого славословия, в гимне «Свете Тихий» есть прямое указание на время дня: пришедше на запад солнца («дожив до солнечного заката»), видевше свет вечерний… Причем это указание порождает дивный по красоте и силе образ Христа — тихого Сияния святой славы Небесного Отца. Словом тихий здесь передается богатое значениями греческое прилагательное иларос, имеющее тот же корень, что и в слове илеос — «мягкий, милостивый». Светом тихим, т. е. «мягким, щадящим, радующим глаз», Христос называется по аналогии со светом закатного солнца и по противопоставлению с нестерпимо ярким, иссушающим светом солнца полуденного. Действительно, Начальник и Совершитель нашей веры, даже на Кресте продолжавший нас учить любви к своим врагам, есть Бог всепрощения и милости, а не гнева и всепожирающей ярости, как какой-нибудь языческий Ярило.
Такой Бог, действительно, достоин во вся времена пет быти гласы преподобными (т. е. «достоин постоянного воспевания, выраженного святыми словами»), как говорится в последней строфе вечернего гимна. Воспевая Христа такими гласы преподобными, православная гимнография парадоксальным образом совмещает, казалось бы, несовместимые определения: Солнцем правды и Востоком с высоты называется пришедший в мир Богомладенец (рождественский тропарь); закатному свету вечернему уподобляется Бог любви и Податель жизни («Свете Тихий»); наконец, Светом Невечерним, т. е. «незаходящим, немеркнущим», именуется Христос — Творец и вечный Владыка всего мироздания (ирмос 5 песни канона Сретению).