На заседании Священного Синода было решено обратить особое внимание на духовное окормление коренных народов Севера и Дальнего Востока и признать полезным обсуждение этой темы на предстоящем в феврале 2011 года Архиерейском Соборе.

Знаменский приход поселка Чокурдах —  образец миссионерской деятельности. Приход расположен на большом расстоянии от центра Республики, не имеет регулярного сообщения с ним и поэтому 1-2 раза в год посещается священнослужителями. Община является одной из самых крепких и организованных.Число постоянных прихожан – 70 человек. При церкви действует библиотека, хор, несколько раз богослужения совершаются мирским чином.

Храм Знаменского прихода

На крайнем Севере, в устье Индигирки есть маленький посёлок Чокурдах. Там живёт большая и деятельная православная община. Окормляет её священник Казанского храма г. Нерюнгри, отец Михаил Зайцев. За тысячи километров несколько раз в год летает он к своим духовным чадам. Зачем? Чего не хватает этим людям, которые верят в Христа? Может быть, они не умеют молиться? Ещё как умеют! Их молитвами Господь даровал общине молитвенный дом, где христиане сами, без священника собираются на службу.

На службе в Знаменском приходе

Может быть, они не знают, чем себя занять? Ещё как знают – Чокурдахская община выполняет и некоторые социальные служения, помогает бедным. Но только священнику от Бога дана благодать совершать таинства Крещения, Исповеди, Причастия. Как же ждёт каждый нормальный православный возможности принести своё покаяние в таинстве Исповеди и причаститься Святых Даров Христовых во здравие души и тела!

Большая часть общины – коренные жители (якуты, эвены). Сейчас к ним начали подтягиваться славяне. Но актив – всё же северное население. Староста общины – Татьяна Владимировна Бухарева, эвенкийка, приехала в Чокурдах из Красноярска.

chokurdah_3

На вопрос «почему именно в Чокурдахе Слово Божие дало такие всходы?» отец Михаил отвечает:

– Я думаю, потому, во-первых, что менталитет у северных людей иной, чем у нас, живущих в развращённых цивилизацией районах. Они оторваны от нашего мира, где бал правит корысть, нажива, разврат. Они чище нас, живущих в окружении ложных и низких ценностей. А кроме того, образовательный ценз там очень высокий, люди интеллектуальные, начитанные, мыслящие. Ведь христианство может вместить только человек с широким взглядом на мир. Людям же заземлённым очень тяжело принимать и вмещать в себя эту высшую на Земле религию.

Служба идёт и на церковно-славянском, и на русском языке. Тексты Священного Писания читаются по-русски. Русский язык все хорошо понимают. Одну только бабушку, которой около 100 лет, я исповедовал через переводчика. А вот воцерковлённые христиане, я заметил, молятся на церковнославянском, хотя основные молитвы переведены на якутский язык. Почему так, я ещё сам до конца не понял. Но одно могу сказать: люди молятся просто, как дети. Владыка Антоний Сурожский говорит, что молитва не заключается в том, чтобы приобрести молитвенник или выучить, затвердить готовые молитвы; молитва заключается в первую очередь в том, чтобы научиться предстоять перед Богом.

В Чокурдахской общине есть замечательная практика – как дать человеку почувствовать себя востребованным. Все мы когда-то начинали ходить на службу – стоишь и не понимаешь, что происходит. Вроде, я чувствую, что мне надо здесь быть, но не пойму, что мне здесь делать… Так там они напечатали листочки в 2-3 страницы, на которых – все основные молитвы. Мы им напели тропари, песнопения, ектеньи, и они, когда 2-3 раза в неделю собираются на общую молитву в отсутствие священника, мирским чином всё поют. Причём перед службой они минут 15-20 разбирают очередную молитву, евангельский текст, чтобы всё было осознанно. И человеку, который только приходит в общину, сразу дают этот листочек. Он поначалу следит, слушает, а постепенно вливается в общий хор.

Когда я приезжаю и служу Литургию, поёт весь храм – несколько десятков человек – все поют всю службу и молятся. От сердца, ровно, гармонично. И все понимают молитвы: «Свете тихий», «Господи воззвах», литургические и вечерние молитвы, псалмы. Все говорят: «Господи, помилуй», «Аминь». Знаете, как здорово! Мне с ними молиться очень хорошо.

Когда слышишь непонятные молитвы на непонятном языке, то выстоять службу – это уже подвиг. Но в городе же сейчас полно книг – читай и молись, следи по ним. Лень! А ведь даже Иоанн Кронштадтский советовал верующим, чтобы перед службой они прочитывали каноны, которые в церкви будут читать, чтобы сознательно молиться.

Чокудрахская община

Главное для прихожан Чокурдахской общины – Бог, любовь, человек, а потом всё остальное. Они понимают, что спасение – во Христе, через покаяние, через любовь к ближнему, и доверие к Богу обязательно. Я бы всем пожелал так же правильно определить, расставить приоритеты. Первое, к чему надо стремиться, – это подражание Христу. Апостол Павел говорит: «Подражайте мне, как я Христу» (1. Кор. 4, 16). И второе, путь ко Христу – это покаяние и молитва. Практические плоды покаяния и молитвы должны отражаться в нашем отношении к миру – в любви к людям, милосердии. Если нет этого, значит, нет христианина. Каждому из нас надо поставить перед собой вопрос не о том, далека ли церковь, близка ли, удаётся ли часто бывать там, и что мы от неё получаем, а о том, кто мы такие: Христовы или не Христовы? Живём ли мы законами правды Божией или позорим имя Божие и своё имя христианина? И вот когда мы станем христианами, тогда и храмы Божии будет на что, а главное для кого возводить.

Священный Синод предложил обсудить тему духовного окормления народов Севера и Дальнего Востока на предстоящем Архиерейском Соборе
6 октября 2010 г. 19:23

6 октября 2010 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с сообщением о состоявшихся в последние месяцы Первосвятительских посещениях епархий Русской Православной Церкви, в частности, о поездках Его Святейшества в Камчатскую, Южно-Сахалинскую и Якутскую епархии с 16 по 25 сентября 2010 года.

Заслушав сообщение Предстоятеля Русской Православной Церкви, члены Священного Синода постановили считать необходимым дальнейшее усиление пастырской, миссионерской и просветительской деятельности в дальневосточных епархиях, скорейшее решение кадровых вопросов, открытие новых приходов и строительство храмов.

Также решено обратить особое внимание на духовное окормление коренных народов Севера и Дальнего Востока и признать полезным обсуждение этой темы на предстоящем в феврале 2011 года Архиерейском Соборе

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.