Протоиерей Александр Борисов, настоятель московского храма святых бессребреников Космы и Дамиана в Шубине:
Переписка с осужденными, особенно — к пожизненному лишению свободы, открывает перед нами бесконечную бездну человеческого греха и неисчерпаемый океан Божественной любви и прощения. Когда человек по-настоящему переживает состояние «из глубины воззвах к Тебе, Господи», Господь выходит к нему. Причем не просто фактом Своего бытия, а с великим милосердием дает взывающему в Нему узнику пережить великую радость встречи с Ним.
И самое поразительное во всем этом то, что эта радость настолько велика, что осужденные к пожизненному лишению свободы начинают благодарить Бога за то, что они оказались в таком положении: суровые условия содержания без надежды когда-либо выйти на свободу. Так велика радость встречи с всевидящим и всепрощающим Богом! Вот одно из таких свидетельств осужденного.
***
До сорока лет я всегда был убеждён в том, что убийцами не рождаются, ими становятся. И лишь перешагнув рубеж сорокалетия, я понял, что глубоко ошибался ранее: на самом деле убийцами не становятся, ими рождаются. У ряда людей подобный тезис вызовет чувство несогласия, раздражения, а быть может, даже и негодования, особенно у тех, кто не знаком (или мало знаком) с историей Священного Писания и бытия человеческого на этой планете. Но прошу вас посмотреть рационально и объективно, есть ли смысл в моих словах?
Грех вошёл в человеческое естество посредством грехопадения лишь исключительно двух первых людей — Адама и его жены Евы. Всем нам, ныне живущим, согрешения наших прародителей передаются из поколения в поколение на генном уровне — телесно и оттенком греховной наклонности — в душе. Священное Писание показывает нам, что переход от святости (всеобъемлющей чистоты человека) к греховности был мгновенным.
Именно поэтому вслед за грехопадением произошло и первое в истории земли убийство Авеля его братом Каином. После грехопадения человек стал носителем в себе злого начала наряду с добрым.
Можно сказать, что естество человека стало состоять из двух совершенно противоположных полюсов. В нас по-прежнему много от нашего Творца, но наряду с этим в нас стал жить грех, в каждом человеке в равной мере. Сюда относится не только грех убийства, на котором я сегодня особо акцентирую внимание, но и все грехи, которые можно наблюдать в современном мире, поскольку то или иное греховное действие есть лишь следствие той самой причины — грехопадения Адама и Евы.
И если кто-то из читателей постарается мне возразить, заявив, что лично он, допустим, никогда не делал и половины тех грехов, которые сегодня мы видим вокруг нас, то это, увы, совсем ничего не будет значить. Во-первых, по той причине, что не всякий человек даже осознаёт тот или иной грех, поскольку сам корень греха, относящийся к тому или иному преступлению (злу), подчас лежит далеко за гранью осознания, в тех случаях, когда грех не является ярко выраженным и слишком очевидным.
А во-вторых, любой онколог знает, что в каждом человеке живут так называемые раковые клетки, которые просто находятся в состоянии «сна». И любая такая клетка может неожиданно «проснуться» в любое время под воздействием каких-то факторов. Вот так же и грех — он есть в каждом из нас уже априори, со дня рождения. Приводя сейчас читателям в пример раковые клетки, я умышленно немного упрощаю сам процесс их возникновения в организме человека и борьбу нашей иммунной системы с ними.
За всю историю земного существования лишь один Человек в этом мире был без греха — это Иисус Христос. И было так, потому что Он не был обычным человеком, а был Богом, который стал Человеком для спасения многих.
Любые наши вербальные и невербальные методы передачи информации несут в себе цель — что-то донести до оппонента. И сегодня моя основная цель заключается в том, чтобы данная статья помогла кому-то увидеть всю реальную угрозу, имеющуюся в нас самих, помогла понять, насколько бесценной является жизнь человека, и самое главное — осмыслить ту концепцию, которую несёт в себе VI заповедь – «не убий». Кроме того, я предельно честно расскажу вам, что чувствует человек, нарушивший эту заповедь.
С детства я рос в хорошей семье, которая старалась дать мне знания, необходимые в жизни, основывались эти знания исключительно на нормах этического императива. Для многих детей советского времени этого казалось вполне достаточно. В нас вкладывали урезанные основы добра и зла, нас учили, по сути, тем же нравственным приоритетам, которые Творец дал Моисею, а позже о них возвестил и сам Спаситель Христос, но всё это было подогнано под определённые стандарты и самое главное: в этом не было основного — Бога! На место Творца ставился сам человек.
Заботясь обо мне, мои родители давали мне пищу для тела, но, к сожалению, я был полностью лишён пищи духовной, которая (как я узнал впоследствии) является во многом более значимой, чем пища для тела. Подобное воспитание было в большинстве семей Советского Союза. Царил дух атеизма, со слепой верой в светлое будущее, в то время как целая страна всё более и более повергала себя в духовную тьму.
Из нас были вырваны все духовные основы, скрепляющие нас незримой связью с нашим Абсолютным Творцом. А взамен них нам пытались дать ржавые цепи, которые приковывали бы нас к мёртвому, абстрактному, идолообразному строю, во главе которого стоял обычный человек, считающий себя хозяином Вселенной. Без улыбки (хоть и горькой) говорить об этом нельзя, т.к. сам этот «властитель», при всей своей глупости, был ещё более глуп, в силу того, что считал себя не только повелителем Вселенной, но и прямым потомком обезьяны.
Это было страшное время, но ещё более страшное время настало тогда, когда коммунистический режим рухнул, и наступило время всецелой анархии и вседозволенности. Именно это время, по сути, на стыке двух эпох, несло в себе необратимые губительные последствия для сотен тысяч душ человеческих. Это был такой же мгновенный переход, как во времена Адама — от святости к греховности, но только с той разницей, что этот переход был из одной крайности в другую, ещё более пагубную.
Курс на автаркию был отменён, железный занавес был открыт, и в страну под видом свобод хлынул поток всецелого безумия. Американская свобода несла нам «животный» секс на видеокассетах, наркотики, фильмы, в которых убийцы выглядели привлекательно и т.д. и т.п. Прежние коммунистические принципы морали и нравственности были разрушены и забыты. В страну пришёл новый идол — деньги и всё, что на них можно купить. Целомудрие было объявлено комплексами, а людей скромных, порядочных, стали считать лузерами.
Всё это ударило в наши души со скоростью болида. И поскольку наши родители, в силу своей собственной духовной неграмотности, не научили нас главному — вере в Бога, в бессмертность души, то всё это безумие мы стали впитывать в себя очень быстро.
Много позже я понял, что лишь Евангелие даёт защищённость во всех случаях жизни, вне времени и территориальных границ. Именно Евангелие учит, что вся жизнь — это борьба со злом внутри себя.
Лишь Евангелие открывает тайны бытия и помогает во всём выбирать истинные приоритеты. Лишь оно одно во всей полноте говорит нам, кто мы, откуда мы пришли, для чего и куда мы пойдём. Евангелие является не только мерилом всей нашей жизни, но и единственным курсором, дающим нам правильное направление. Лишь одна эта Книга в мире так ясно и определённо даёт нам увидеть нашего врага в лицо, и в первую очередь — в себе самих.
Иисус сказал: «Царствие Божие силой берётся». И я лишь в 37 лет понял, что Он имел в виду. Это именно та сила, которая нами используется ежедневно для незримой духовной брани со злом в себе самих, а уже потом — и с окружающим злом в мире. Сегодня мне 40 лет, и я безмерно благодарен Творцу за Его милость ко мне, за понимание Его догм и законов.
Тогда же, в тех далёких 90-х годах, мы обо всём судили иначе, мы не знали, Кем был Иисус, но мы знали криминальных авторитетов, рэкетиров, «новых русских». Им мы подражали, на них равнялись, о жизни человека никто и не задумывался, т.к. нас учили, что сильный выживает за счёт слабого. Вот такой «естественный отбор». Когда мне было 9-10 лет, мои соседи, хулиганы из неблагополучных семей, убили мою маленькую собачку-болонку. Она была очень добрая, с умными и красивыми глазами, с милейшим характером. Помню, как я её искал долго вместе с мамой, и как потом мы нашли её возле котельной на куче шлака мёртвую. Мне тогда казалось, что убили не её, а меня самого.
Я оплакивал её, как самого близкого друга, и всё не мог понять, как человек мог поднять руку на такое доброе и беспомощное существо? Как человек, рождённый матерью, может быть таким жестоким? Моя душа разрывалась от бессилия и любви ко всем живым существам в мире, я не мог многим из них помочь и только горько плакал. Таким я был. А спустя десять лет я убил человека, убил без сожаления… Мне было наплевать на все нормы и законы этого общества, я был более сильным, а значит, мог делать всё, что захочу, с более слабым.
Так, в одном сплошном грехе, я прожил до 30 лет, разделив свою жизнь на две половины: одна — детство, вторая — сплошное преступление. Окидывая объективным взглядом всю свою жизнь позже, я спрашивал себя: как я стал таким? И не мог дать ответ сам для себя.
Я помню, как первоначально я не хотел делать многое из того, что делал, но, поймав взгляды своих «друзей», я боялся показаться слабаком, я хотел соответствовать им. Так постепенно кокон греха стал меня облеплять всё более и более, зло входило в кости, пронзая насквозь все органы. Много раз грех подводил меня и под ствол оружия, и под нож и, по логике вещей, я должен был бы погибнуть, но я жил, выживал и снова творил дела беззакония.
Здесь, наверное, следует отметить то странное обстоятельство, что я никогда всё же не был атеистом. Я ничего не знал о Боге, но почему-то я всегда помнил в подсознании о том, как в детстве я смотрел на закат, на цветы, на божьих коровок и понимал каким-то внутренним чувством, что есть Тот, кто всё это создал. Всю мою жизнь этот Кто-то старался обратить на Себя моё внимание, но я глушил это в самом себе. Я интуитивно боялся этого и упрямо делал своё. Я жил мгновением, боясь обернуться назад, боялся увидеть что-то незримое в зримом мире.
Я упорно заставлял себя не вспоминать об убитых, о преступлениях, я просто плыл вперёд по этой мутной реке, постоянно обманывая сам себя, заглушая все мысли и чувства того ребёнка, которым я когда-то был.
Но, как известно, у всего есть свой конец и своё начало под солнцем. Моё безумие кончилось ровно 10 лет назад по приговору суда. А безумие безбожия кончилось через 6 лет после этого, по милости Господа. Начало моей веры было самым трудным временем в жизни. Тогда я впервые взял в руки Евангелие и посмотрел в глаза Тому, от Кого бегал и прятался всю жизнь. Кто-то описывает свою первую встречу с Творцом как самое радостное событие в жизни. У меня же всё было не так.
Моя первая встреча с Ним повергла меня в шок. Я читал Библию и видел себя буквально на каждой странице, это была уже не аллегория, не гипербола, это был я из плоти и крови. Вот я стою в числе римских солдат у креста распятого Иисуса, вот я сопровождаю Его по Via Dolorosa (пути скорби), вот прихожу в Гефсиманский сад, а вот кричу перед Понтием Пилатом, стараясь перекричать многих, требуя распятия Господа… Везде был — я.
Я ничего тогда ещё не понимал в символах Евангелия, я мало что вообще понимал, но я, тем не менее, смог везде увидеть именно себя. Это было очень страшно. И именно этот страх заставил меня всерьёз задуматься о Господе. Я необъяснимым образом чувствовал великую силу, исходившую от букв Святого Евангелия, и мне казалось, что не человек писал эту книгу.
Намного позже на место того, первоначального страха стала приходить любовь, по крупицам, но в непрекращающемся потоке. Начались ночи, когда всё моё естество стенало, слёзы лились рекой, а сердце при каждом ударе лопалось, и кровь вытекала мне вглубь тела, обжигая углями мою совесть, жгла её подобно щёлочи. От совокупности всех этих чувств мне казалось, что в следующий же миг моя душа вылетит из тела, пробив, как птица, мою грудь. Мне вспоминалась вся жизнь, все те события, которые, как мне казалось ранее, я уже даже и забыл. Моё доброе детство и моя злая юность.
Мой плач был подобен вою; захлёбываясь слезами, я вслух задавал себе один и тот же вопрос: как я мог убить людей? Как я мог стать настолько бессердечным и жестоким? Я был хуже тех хулиганов, которые когда-то убили мою собаку. Это были поистине адские муки совести. Во всей полноте их трудно описать, их можно лишь ощутить. Мне казалось, что моё естество разделилось, и одна моя половина говорила мне, что я не мог совершить убийство людей, но вторая излагала мне факты и убеждала меня в том, что это именно я стал убийцей, не каким-нибудь эфемерным злодеем, а самым настоящим, здесь и сейчас.
Именно в тех страшных бессонных ночах я открыл для себя большую тайну: я понял, что в этом мире все мы очень взаимосвязаны, хотя нам часто кажется, что это не так. Сегодня я твёрдо знаю, что когда человек совершает убийство других, то в них он убивает и себя, равно как и когда человек убивает себя, то в себе убивает и других. Само убийство другого человека подобно взрыву гранаты с механизмом замедления, потому что рано или поздно она взорвётся, и этот взрыв достигнет тебя самого. Моя граната взорвалась спустя много лет, разорвав меня до основания.
Сегодня Господь собрал меня, собрал по кускам, но чувство вины, как и чувство боли, останется во мне до конца моих дней. Каждый день это чувство будет растирать тебя в порошок, чтобы с утра ты мог опять в очередной раз пройти через всё это.
Вадим Журавлев. ИК-18.
А вот то, что Протоиерей Александр Борисов написал на сайте нашего храма сразу после поездки за Полярный круг, в колонию для пожизненных:
После Пасхи я уже летел в самолете в город Салехард, чтобы оттуда добраться до пос. Харп, где расположена ИК-18 (ИК – это Исправительная Колония) с романтическим названием «Полярная сова». В самом деле, посреди колонии небольшой, метра 2, пьедестал со сделанной из чего-то полутораметровой, вполне симпатичной совой.
В этой колонии содержится 360 заключенных, осужденных к пожизненному лишению свободы (ПЛС). Со многими из них (около 30 человек) переписываются прихожане нашего храма. В мою задачу входило их посетить, исповедовать и причастить, в соответствии со списком, который мне дала наша группа переписки с заключенными.
За три дня удалось посетить всех по списку, плюс еще человека три их сокамерников (всего 32 человека). Дело в том, что их вызывают только по одному (см. фото), да еще перерыв на обед с 12 до 14 ч. Так что на каждого по 20-30 мин. Да еще человек 7 из них оказались некрещеными, так что пришлось их предварительно окрестить (разумеется, только окроплением).
Надо сказать, что все они читают Евангелие, утренние и вечерние молитвы, так что вполне евангелизированы, благодаря трудам наших прихожан. Больше половины из них исповедовались и причащались впервые в жизни. Для каждого из них это была огромная радость. Многие из них на вопрос «читаете ли Вы Евангелие?» отвечали: «Батюшка, а что нам еще в нашей жизни делать? Ведь кроме Бога, Евангелия и молитвы у нас ничего нет!» Большинство из них глубоко и искренне раскаивались в содеянном (ведь за каждым из них не менее двух трупов, а у некоторых и до 12-ти).
В таком месте особенно начинаешь понимать, что вера Евангельская действительно источник жизни и света. Все эти люди до 1992 г. были бы расстреляны и ушли бы из жизни озлобленными преступниками. Сейчас некоторые из них даже говорят, что благодарят Бога за то, что оказались в тюрьме, так как без этого они бы ничего о Нем не узнали. А сейчас для них открылся новый, совершенно потрясающий путь узнавания Бога и Сына Его, Иисуса Христа. Это не мои слова, а многих из них.
Я не обольщаюсь в отношении будущего этих людей и не могу дать 100%-й гарантии, что, выйдя на свободу, они останутся такими же благочестивыми. Это отдельная проблема. Но, во всяком случае, рядом с ними совершенно по-особому вспоминаются слова насчет радости «о едином грешнике кающемся».
Впрочем, трое из тех, кого мне удалось посетить, утверждают, что они вообще не совершали приписываемых им преступлений или убили не 4-5 человек, а только одного. Похоже, что они говорят правду. Все они ранее судимы, так что вполне вероятно, что по этой причине на них «повесили» и эти, не совершенные ими злодеяния. Вот еще один довод против смертной казни. Хотя бы теоретически при нынешнем моратории на исполнение высшей меры такие ошибки еще можно исправить.
На следующий день по возвращении в Москву мне «случайно» попалась книга диакона Кирилла Марковского «Епархия особого режима». Это имя я слышал от многих осужденных, с которыми встретился в Харпе. Диакон Кирилл тоже был в Харпе и посетил многих из осужденных. В книге даются убедительные обоснования, почему необходимо поддержать этих людей. Приводится немало примеров того, как даже практически святые люди совершали страшные преступления, и, наоборот, страшные преступники становились святыми. Словом, я убежден, что эту книги совершенно необходимо прочесть каждому, кто хочет хоть что-нибудь сделать для изменения нравственного климата нашей страны.
Наши проблемы не столько в политическом устройстве, сколько в нравственном состоянии народа, которое за последние лет двести, к сожалению, весьма мало изменилось. Советую всем прочитать, или перечитать, или просто вспомнить «Окаянные дни» И.С. Бунина. Практически слово в слово об этом же времени, лето 1917 г., пишет в своих дневниках М.М. Пришвин.
Так что это наша наипервейшая задача в той мере, в какой мы можем, — менять менталитет нашего народа, который и сейчас еще, говоря словами Н.С. Лескова, «крещен, но не просвещен». Речь идет именно о просвещении светом Евангелия.
И вот перед нами вспаханная страданиями почва, которая кричит: «Помогите нам, скажите хоть несколько слов об истине, о смысле жизни, страданий, о том, что ждет каждого из нас в вечности?! Дайте нам почувствовать, что мы хоть кому-то нужны, что хоть кто-то готов обратить на нас сочувственное внимание!»
Читайте также:
- Тюремный священник: что это меняет?
- Для меня тюрьма была во благо…
- Протоиерей Александр Степанов: Я в тюрьму раз сходил – и всё, увяз