Сегодня российское общество находится в затяжном и глубоком кризисе. Кто-то видит проблему в отсутствии национальной идеи, другие — в социальном расслоении, третьи — в советском наследии. Писатели, политики и общественные деятели пытаются поставить диагноз и назначить лечение, но пока это больше похоже на «ощупывание слона слепцами». А если посмотреть в христианской перспективе? Отвечают священники Русской Православной Церкви.
Священник Димитрий Свердлов, настоятель храма во имя апостолов Петра и Павла дер. Павловское Домодедовского района Московской области:
На самом деле, мне абсолютно все равно, кто будет в нашей стране у власти – Путин, Медведев или Навальный. У меня нет пристрастия к персонам. Важно другое.
Я вижу три главные, огромные проблемы, которые в последнее время случились с Россией: коррупция, неравное и предвзятое судопроизводство и немотивированное полицейское насилие. Тот лидер, который хотя бы частично преодолеет эти беды, хотя бы реально возьмется за их решение – он мой президент.
Мне кажется, это очень правильно, когда молодой, сильный и инициативный человек имеет возможность работать, заниматься своим делом и при этом получать за любимое дело хорошие деньги. Коррупция убивает такую возможность. Коррупция делит мир на своих и чужих, и чужой в коррумпированном мире не имеет никаких шансов.
Мне кажется, это очень правильно, когда любой человек может обратиться в суд и по справедливому закону выиграть любое дело против любого обидчика, вне зависимости от его социального статуса и достатка. Это очень простая, если хотите, тривиальная общественная норма – библейская норма. Без справедливого суда об общественном развитии говорить вообще невозможно.
Мне кажется, это очень правильно, когда от полиции в адрес граждан не исходит угроза, когда нет неизвестности, что с тобой будет, если ты попадешь в полицейских участок: ты выйдешь оттуда, не выйдешь или тебя там «угостят» шампанским. Последнее – это вообще инфернальное зло… Полиция, которая защищает, а не обирает – это же нормально, но в наших условиях – недостижимо прекрасно.
Но когда я вижу и слышу, что происходит в стране, то у меня возникает закономерный вопрос к людям, которые разменяли во власти уже второй десяток лет. Вопрос настолько очевидный, что нет смысла его озвучивать.
Когда я еду на машине по набережной напротив Кремля, а машину трясет и подбрасывает так, как будто я еду по проселку – я понимаю, что в датском королевстве не все слава Богу. Тоже самое я понимаю, когда захожу в районную поликлинику и вижу, что меня здесь в принципе никто не может вылечить, даже если и захочет. Последнее продолжается все десятилетия, что я прописан по адресу, где родился – и это не в глухой провинции, а в сердце нашей Родины… Когда я вижу, что вокруг меня постоянно перекладывают асфальт, меняют отличный на не известно какой, потому что новый кладут в дождь – я понимаю, что воруют, и воруют по черному, на глазах у всех городских и федеральных силовых ведомств. Когда я возвращаюсь из Питера в Москву по разбитой узкой трассе и ночью упираюсь в мертвую пробку – это так грустно, что просто смешно — государству с имперскими амбициями в двадцать первом веке не иметь нормальной магистрали, соединяющей два его крупнейших города.
Список можно продолжать бесконечно, я просто перечисляю то, что выхватывает взгляд обывателя.
Я не хочу сказать, что у нас – всё – плохо. Но у нас многое – недостаточно хорошо. И когда это нехорошо наблюдаешь десятилетиями, неизбежно возникает все тот же, один единственный вопрос.
Я совершенно не уверен, что нашу Россию можно вылечить, починить. Но нельзя не пытаться. Это нравственная – даже не политическая задача. И мой президент, моя власть – Путин, Медведев или Навальный, все равно — это те люди, кто будут пытаться наши проблемы поправить. Три главные их которых, озвученные выше – для меня индикаторы.
Есть еще пожелания, конечно. Хотелось бы, чтобы в России была нормальная экономика, производство, чтобы страна слезла с нефтяной иглы… У нас все-таки еще много людей, готовых честно и искренне трудиться. Не вижу ничего плохого в достатке – не в роскоши, а в достатке — не верю, что спастись можно только в нищете, тем более в недобровольной.
Не хочу, чтобы Церковь стала служанкой у государства, не хочу, чтобы государство пользовалось Церковью по своим надобностям. Не хочу, чтобы все вернулось на круги своя, и Христова Невеста стала снова «ведомством православного вероисповедания». Наш авторитет и так не высок, как бы мы ни хорохорились в официальных докладах: жаркой весной горожане уже загорают в московском парке, по которому я езжу на велосипеде – и мой профессиональный взгляд священника фиксирует нательный крест у единственной, не очень симпатичной мне женщины.
…Сегодня жанр «гражданского манифеста», это декларация не совсем на тему политики, общества, экономики. Это слова о нравственности, в первую очередь – о том, как устроен человек, чем он дышит. Воровать – против Бога. Насильничать, лгать – тоже. Это очень простые вещи, сказанные тысячи раз за тысячи лет до сегодняшнего дня – но тем не менее по-прежнему верные. И если Россию нельзя строить, поддерживать, сохранять без воровства, насилия и лжи – нужна ли такая Россия? А если можно – так надо идти тем путем…
Чуть не забыл, совсем последнее. Я бы хотел, чтобы наш президент, присягая к должности, держал руку на Библии… Впрочем, если потребуют, чтобы еще на Коране и Торе, то хуже не будет.
Читайте также: