Президент Беларуси Александр Лукашенко признал, что является сторонником реформирования церкви начиная от церковного языка и заканчивая продолжительностью служб, сообщает Агентство «Белта».
«Очень долгие, длительные молебны, проповеди, а ведь взрослое поколение, много старушек просто не выдерживают это. Надо быть более краткими, компактными, более современными, — сказал Александр Лукашенко. — Я против того, чтобы люди в церкви 2-3 часа во время проповеди или молебна стояли на ногах, нигде не присесть».
Кроме того, он отметил, что против возведения церковью громаднейших храмов. Александр Лукашенко считает, что вопросами реформирования церкви мог бы заняться Патриарх Кирилл, поскольку он активный человек. Он считает, что Патриарх должен убедить паству в необходимости реформы.
Комментирует клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, священник Филипп Ильяшенко:
— Я не совсем понимаю, что имел в виду многоуважаемый президент дружественной нам страны – без иронии. Если речь идет о том, что церковная жизнь должна меняться, то она и так меняется в течение всей истории христианства – чтобы в этом убедиться, достаточно сравнить жизнь первых христианских общин и современных приходов и монастырей.
А если президент Белоруссии (Беларуси) имел в виду, что надо менять Церковь, которая святая и непорочная и которую врата ада не одолеют, то это странное заявление. Но я надеюсь, что он все-таки говорил о церковной жизни. Тогда я не вижу повода для спора.
Не надо ставить скамейки по всему храму, как в католических костелах, но в храме должно быть достаточно скамеек и табуреток, чтобы пожилые люди могли сидеть большую часть богослужения – это очевидно.
Я с трудом представляю себе двухчасовую проповедь, кем бы то ни было и где бы то ни было произносимую. Возможно, что Александр Григорьевич имел в виду длинные великопостные богослужения. Вполне обсуждаем, на мой взгляд, вопрос о различии между монастырским уставом, который предусматривает продолжительные службы, и уставом приходским, для мирян, а не монашествующих. В Греческой Церкви эти различия давно есть, но там традиция не прерывалась. В Русской Церкви этот вопрос тоже обсуждался в начале XX века, но известные события 1917 года и после не позволили в полной мере развиться традиции.
Хочется особо отметить, что глава братского России государства четко и недвусмысленно заявил, что Церковь не должна потакать порокам современного общества, и выразил свое резко отрицательное к самым страшным из этих пороков – педофилии, содомии…
В заключение хочу сказать, что если первое лицо государства делает такое заявление, это хороший знак. Значит, он осознает эту проблему как государственную для православной страны, каковой, несомненно, является Белоруссия (Беларусь). Думаю, в заявлении нет цезарепапизма, то есть желания светской власти навязать что-то священноначалию, а есть скорее осознание важности для страны государствообразующей идеологии и понимание, что славянским христианским народам нигде, кроме как в православии, найти эту идеологию невозможно.
29 июля 2013 года в Минске состоялась встреча Президента Белоруссии А.Г. Лукашенко с Предстоятелями и членами делегаций Поместных Православных Церквей, прибывшими в Минск в связи с празднованием 1025-летия Крещения Руси.
Президент отметил, что это торжество является одним из самых значимых событий в жизни страны и свидетельствует об огромной роли православной духовности в жизни Белоруссии. Он подчеркнул особую роль Русской Православной Церкви в поддержании мира и согласия в обществе и указал на значение духовных связей, соединяющих людей поверх границ.
«Единая вера, лежащая в основе славянских культур, сближает нас и делает понятными друг другу. Никакие границы не в силах разделить то глубокое единство, которое произрастает из нашей истории», — подчеркнул президент. Он с удовлетворением подчеркнул тот факт, что между духовной и светской властью в стране установились партнерские отношения. Президент заверил участников встречи в том, что Белоруссия всегда останется «тихим спокойным домом, где Православие будет развиваться».