Президент России Владимир Путин на заседании Совета по межнациональным отношениям заявил о необходимости разработки единых учебников истории России для средней школы. Глава государства подчеркнул, что учебники не должны иметь «внутренних противоречий и двойных толкований».
Комментирует священник Филипп Ильяшенко, клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, кандидат исторических наук, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ:
-Для аргументированного ответа на вопрос, есть ли в учебниках истории противоречия, надо глубоко изучать проблему, сравнивать разные учебники. Я этим не занимался, но думаю, что противоречия есть, и обусловлены они разными подходами к истории: патриотическим и космополитическим.
Первый предполагает любовь к своей стране, ее истории со всеми противоречиями, взлетами и падениями, победами и поражениями. Второй – скорее сторонний взгляд, видящий в родной истории только недостатки, темные пятна. Каждый имеет право на свое мнение, но чему могут научить учебники, написанные с космополитических позиций? Любви к своей стране, ответственности за ее будущее такие учебники точно не научат
Поэтому учебники истории, построенные «в рамках единой концепции, в рамках логики непрерывной российской истории, взаимосвязи всех ее этапов, уважения ко всем страницам нашего прошлого», необходимы. Вопрос их написания – вопрос жизнеспособности нашего государства, его будущего. Если государство не может сформулировать систему ценностей, на которую опирается, оно обречено. А эта система ценностей досталась нам от предков. Я полностью поддерживаю идею написания учебников, в которых не будет противоречий и двойных толкований.