Вчера вечером конклав кардиналов Католической Церкви избрал нового Папу Римского, которым стал аргентинский кардинал, архиепископ Буэнос-Айреса Хорхе Марио Бергольо. Новый Папа Римский принял имя Франциск.
О личности понтифика, курсе Католической Церкви и перспективах отношений с православными рассказывает директор информационной службы Римско-Католической архиепархии Божией Матери в Москве священник Кирилл Горбунов:
Можно сказать, что нам, как и всему миру, предстоит сейчас изучать биографию нового Папы, молитвенно знакомиться с этим человеком, следить за его словами, жестами. Мы знаем о нем очень мало, как и весь мир.
Если читать его биографию, то первое, что бросается в глаза, что этот человек – иезуит. У не католиков, людей светских, может быть и православных тоже, это слово может вызвать инстинктивный испуг. Однако у католиков это слово ассоциируется прежде всего с глубочайшим уровнем богословской, пастырской, человеческой подготовки. Иезуит – человек, которой глубоко предан Церкви и живет в послушании ей. Это, несомненно, вызывает интерес и большое уважение. Кроме того, для ордена иезуитов очень характерен интерес к восточной духовности, православной духовности.
Конечно же, выбор имени Франциск неслучаен. Вначале были догадки, что имя выбрано в честь какого-то святого из знаменитых иезуитских Францисков – например, Франциска Ксаверия, выдающегося миссионера, или Франциска Борджа. Однако пресс-служба Святого Престола подтвердила, что это имя выбрано Папой именно в честь святого Франциска Ассизского, чье имя ассоциируется с простотой, смирением, послушанием, бедностью. Мы видим, что эти качества заметны в самом облике этого человека, его образе жизни – и, конечно, их невозможно было изображать, подделывать на протяжении 20 лет, в течение которых он был сначала вспомогательным епископом Буэнос-Айреса, а затем правящим епископом этой кафедры. Поэтому мы знаем, что речь идет о человеке подлинно простом, бедном, смиренном, и это, без сомнения вызывает глубочайшее расположение верующих.
При этом новый Папа имеет как большой опыт епископства, так и работы в центральном аппарате Церкви, так как в течение многих лет он был членом различных конгрегаций – то есть он обладает обширнейшими связями в католическом мире, что делает его пригодным в лучшем смысле этого слова к управлению Церковью.
Если говорить об отношения с православными, то по тем поздравлениям, которые обращают к нему представители Православной Церкви, в частности, из самой Аргентины, можно понять, что это человек, который знает восточную христианскую духовность, а, с другой стороны, практически оказывал помощь православным приходам и епархиям в спорных ситуациях, имущественных вопросах. Это человек, для которого православная Церковь не чужая, и он чувствовал за нее ответственность как глава католиков Аргентины. Поэтому нет никаких оснований сомневаться в том, что отношения между католиками и православными будут развиваться.
Но, главное, что, на мой взгляд, нужно понимать, что эти отношения – не вопрос личных качеств нынешних Предстоятелей Церквей – нового Папы или Святейшего Патриарха Кирилла. Это отношения, в основе которых лежат не хорошие человеческие отношения, а призыв Господа и необходимость вместе отвечать на вызовы современности. К сожалению, эта любовь не так явно проявляется, как хотелось бы, но она существует между людьми, которых объединяет Святое Крещение, Таинства, апостольское преемство, которое сохраняется в наших Церквах.
Православных людей, я уверен, больше всего интересует, является ли этот Папа сторонником подлинно традиционных христианских ценностей. Мы можем со всей уверенностью ответить на этот вопрос: да. Но при этом мы можем быть уверены, что он не является неким «законником». Как показывают детали его биографии, он является человеком смиренным, простым, который искренне заботится о благе людей. И это делает его очень симпатичным человеком как для католиков, так, я думаю, и для православных людей.