Возможна ли православная социальная реклама и, если возможна, то какой она должна быть? Священник Александр Пикалев дает оценку эксперименту с социальной рекламой, проведенному в Запорожье.
Не будучи ни искусствоведом, ни социологом, ни психологом, не собираюсь претендовать даже на малейшую объективность суждения по поводу подобной социальной рекламы. Единственное знание, от которого могу оттолкнуться – это знание себя.
В Церковь я пришел из вполне атеистической, не воинствующей, а просто равнодушной к любой религии, среды. И первое мое знакомство с христианами состоялось на улице в самом начале 90-х. Некая протестантская миссия развернула на проспекте библиотеку, книги из которой они просто под честное слово давали почитать каждому желающему. Ну, во-первых, реально подкупало то, что тебе могут что-то дать под честное слово, во-вторых, книжки там были всякие разные – от полного примитива, типа комиксов про Христа, всяких картинок, символически показывающих, что «Христос твой личный Спаситель», до довольно неслабых работ по библеистике.
Первые понятие о том, что Библия это не «еврейские сказки» и ее можно как-то приложить к своей сегодняшней жизни, я получил как раз, читая книги из этой библиотеки. И вспоминая сейчас те свои ощущения и переживания, могу сказать, что картинки меня интересовали в последнюю очередь. Интересовала больше содержательная часть.
Ни один видеоряд не подходил под мои глобальные вопросы. И потому, про себя лично могу сказать: если бы я, будучи неверующим подростком, увидел бы на улице такую социальную рекламу, никакой серьезной нравственной реакции с моей стороны не было бы.
Тем более, что сейчас во втором десятилетии XXl века мы живем в мире картинок. Для телезрителя и пользователя интернета подчас и нет ничего кроме картинки. Отсюда и доверие к картинке, потому что больше ничего нет, и отсюда же несерьезное к ней отношение, потому что картинки везде. Если есть такой прием, с помощью изображения, не иконы, а именно такой вот попсовой символики убедить человека задуматься о чем-то большем, значит, метод имеет право на жизнь.
Но, исходя из своего личного опыта, поскольку другого опыта у меня в этой области нет, могу сказать, что очень сильно сомневаюсь в миссионерском успехе этой социальной рекламы. Но в то же самое время, готов в любую секунду испытать чувство благодарности к тому человеку, который докажет обратное.