Сегодня российское общество находится в затяжном и глубоком кризисе. Кто-то видит проблему в отсутствии национальной идеи, другие — в социальном расслоении, третьи — в советском наследии. Писатели, политики и общественные деятели пытаются поставить диагноз и назначить лечение, но пока это больше похоже на «ощупывание слона слепцами». А если посмотреть в христианской перспективе? Отвечают священники Русской Православной Церкви.
Читайте также:
Протоиерей Алексий Уминский: Личность перестала быть ценностью
Священник Дмитрий Свердлов о трех бедах России
Священник Константин Кобелев: Тюрьма – как модель общества
Священник Александр Шумский, клирик московского храма Святителя Николая в Хамовниках:
Участие в политической жизни страны и народа для православного человека неизбежно. Но здесь важно четко определиться, какие формы участия для него приемлемы, а какие – нет.
Как гражданин, православный человек имеет право участвовать в выборах, имеет право высказывать свою политическую точку зрения и давать свои оценки тем или иным событиям в СМИ.
Но вступать в протестное движение, направленное против государственной власти и конкретно против президента, православный человек не должен. Поскольку это противоречит, прежде всего, учению Церкви об отношении с государственной властью.
Кроме того, вся наша история, а особенно начала прошлого века, показывает, что революционное движение, свергающее государственную власть, приводит к тяжелейшим последствиям. И установлению власти страшнее, чем та, которую свергали.
Необходимо понять разницу в характере протестных движениях в странах Запада и в России. На Западе, в частности в Европе, люди выдвигают в протестных акциях умеренные ограниченные требования. Например, повышение зарплаты, увеличение пенсии, улучшение условий труда и так далее. И никогда не ставят задачу свергнуть государственную власть.
В России любое протестное движение сразу же радикализируется, выходит за рамки законных требований.
Всегда в России протестное движение призывает к свержению действующей власти. В данном случае – президента Путина. «Россия без Путина» — вот главный лозунг всех Болотных площадей, всех Контрольных прогулок.
В наших условиях бесконтрольные Контрольные прогулки заканчиваются революциями, сметающими всю русскую жизнь, заканчиваются контрольным выстрелом в сердце России.
Сегодня в России речь идет не о выборе между плохой государственной властью и хорошей, а о выборе между властью и полной анархией.
Если «болотные» ребята преуспеют, если приведут «оранжевых» и «голубых» лидеров к власти, в стране начнется анархия, Россия потеряет способность сопротивляться внешнему врагу и развалится.
Именно такого развития событий в России ждут на Западе. Россия, как сильное государство наших западных оппонентов не устраивает. Они хотят уничтожить независимую Россию, освободить от нас с вами территорию России, и поделить ее (территорию) между странами Запада и Востока.
В таких условиях участие русского человека в протестных движениях равносильно государственному преступлению.
Нам, православным, надо по-настоящему начать молиться за свою Родину, а не тусоваться во всевозможных Контрольных прогулках.
А власть, в свою очередь, тоже должна предпринимать некие действия. От имени власти делается много того, что мы бы не хотели видеть. Изменить свою социальную политику. Стремится к справедливости в обществе. Ведь сейчас справедливость нарушена. Существует огромная диспропорция в доходах людей. Есть сверхбогатые, а есть – очень бедные. И это само по себе является опасным детонатором, опасной средой для протестных настроений.
Поэтому власть должна максимально опережать революционеров своими действиями. Чем больше власть будет действовать на опережение, тем она больше преуспеет и тем меньше будет шансов у тех, кто хочет дестабилизации.
Конечно, нужно изменить положение в образование, в медицине… Мы рассчитываем, что президент страны это понимает и собирается предпринимать социальные изменения в обществе.
А мы, православные, со своей стороны, должны молиться. И критиковать власть, но с позиций соработников, сотрудников власти, а не ее врагов. Мы должны быть нелицеприятными сотрудниками власти. Нам нужен эволюционный путь улучшений.