Священник Алексий Втулов: Сердцу больно, но в этой боли мы со Христом
Сегодня к нам обращается священник Алексий Втулов, клирик Знаменского храма в поселке Дубровицы Московской области.
— Добрый день, братья и сестры! Попросили меня в числе других священников и архиереев попробовать сказать несколько утешительных слов в эти непростые для всех нас дни. И оказалось, что это очень непросто, потому что утешение нужно не только мирянам, которых сейчас не допускают в храмы, но также и самим священникам.
Оказалось, что для нас очень важно чувствовать себя в единстве Тела Христова, в единстве собрания. Мы разные вещи переживали и переживаем в это время — поскольку ситуация возникла не вчера, то многие люди приносили свои переживания, мы их как-то обсуждали. Одни действительно серьезно обеспокоены и боятся за своих родственников, особенно за пожилых.
Другие, понимая все это, видят для себя что-то более ценное. Вот одна бабушка мне сказала, когда вырвалась почти тайком от своих детей в храм: «Мне жить осталось совсем немного, и я это понимаю. И не так много у меня радостей осталось в жизни. Они разные, и вот одна из самых глубоких — это радость попасть в храм». И, когда я слушал ее, у меня не возникло никакого желания ее осудить. Все аргументы она слышала, знает и как взрослый человек может, думаю, принимать для себя то или иное решение — соотнося и риск, и ту глубину радости, в которой нуждается ее сердце. Радость не просто попасть в храм, здесь что-то более глубокое. Радость соучастия в Теле Христовом. Соприсутствия, сопребывания. Мне кажется, это важно.
И вот сейчас нам поступило циркулярное распоряжение от правящего архиерея служить с хором и необходимым количеством алтарников — и все, без мирян. Для нас именно это оказалось тяжелым испытанием. Есть вещи, которых, вероятно, нам не изменить, и не стоит пытаться. Надо вопреки всем переживаниям постараться найти для себя ответ — как мне действовать сегодня, завтра. А будет ли у меня дальнейшее что-либо — мы и не знаем.
Люди много всего говорят, пишут, обозначили целый ряд мнений о том, что происходит. К большому сожалению, в очередной раз вся эта история показала нам, насколько мы плохо умеем друг друга слышать. Насколько мы трудно можем позволить другому рядом с нами быть другим, иметь другое мнение. Надо всем этим — мы же помним — есть Промысл Божий. Для чего-то Господь нам всю эту ситуацию послал, и вряд ли сейчас мы найдем глобальный ответ, для чего именно. Но для себя, вероятно, можем.
«Как именно мне поступать, Господи, в этой ситуации?» Я думаю, стоило бы с этого всегда начинать, с молитвы, с обращения ко Христу.
Вот у нас грядет Пасха. И, по всей видимости, большинству не удастся попасть в храм. «Что делать, Господи? Как мне принять участие?»
И даже не Пасха. Вот сегодня Великая Среда. Как я могу ощутить, не будучи в храме, свое сопребывание со Христом, с Церковью? В наше время на это есть очень простой ответ. Вот когда-то, помню, когда я только приходил в Церковь, я видел богослужебные книги, понимал, что в них много всего того, что поется и читается, что по каким-то очень сложным закономерностям отбираются эти тексты, — и понимал, что мне никогда их не купить. А купив, не прочитать.
А сейчас все стало гораздо проще! Все в одном телефоне. Или просто выйди на соответствующий сайт, например, Московской Патриархии — и можно найти богослужебное последование данного дня. Если даже не смотреть трансляцию — а это тоже в наше время появилось, и такое соучастие может быть немалым утешением, мне кажется, — то по крайней мере можно по этим текстам пройти тот молитвенный путь, которым сейчас идет Церковь.
Что-то останется, конечно, непонятным. Всегда есть некий зазор, как мне кажется, между тем, что проникает в наше сердце, в наше сознание, и тем, что вложено в эти тексты. Всегда это — возможность задать вопрос, прежде всего Христу, Священному Писанию, опыту церковных поколений. Сейчас все стало доступным, это может быть немалым утешением. Это самое простое, что сейчас приходит на ум.
Подобного рода советов уже высказано немало, но всегда остается некое внутреннее разделение. Какие бы аргументы для ума я сам от себя или из чьих-то уст, может быть, ни услышал, сердцу больно, это правда.
Ну что ж, если мы в этой боли со Христом, с молитвой, то мы это перенесем.
Мы надеемся, что это не навсегда и даже не очень надолго.
А вообще, в эти дни, конечно, как-то по-другому стало ощущаться все то, что у нас есть, к чему мы приобщены. Глядя на то, как в некоторых регионах планеты храмы закрыты вообще для богослужений, как-то начинаешь по-другому переживать, думая, что сегодняшняя литургия, всенощное бдение могут быть для меня последними на очень долгий срок. А может быть, вовсе последними — для некоторых. Но Господь с нами!
Все то, что происходит, происходит не без Его участия. Если вспоминать Священную историю, мы с уверенностью можем сказать, когда Господь нас посетил. Хотя рука Его тяжела для нас. Ну что ж, видимо, есть нам о чем молитвенно подумать и, может быть, найти какой-то момент в своей жизни, в своих отношениях, который требует покаянной проработки.
Сегодняшнее богослужение — как и все службы прошедшего Великого поста и тем более Страстной седмицы — оно и об этой теме нам говорит, о покаянии, об изменении нашего сердца. Хотя, конечно, все сосредоточено на тех событиях, которые Церковь молитвенно вспоминает. Это и вечеря, трапеза Господа с Его учениками в доме Симона прокаженного, и женщина-грешница, помазавшая ноги Его миром, и одновременно поступок Иуды, который идет к первосвященнику и предает Христа, договаривается о том, что «я передам вам Его за такую-то цену». И осмысление этих событий… Осмысление, вложенное в стихиры, тропари, каноны и прочие тексты, которые у нас звучат.
Когда такие вещи проживаешь вместе с Церковью — пускай даже телесно находясь в отрыве от общины братьев, многие события текущей жизни как-то иначе выглядят. Не то что они становятся неважными. Но отступают на второй план по сравнению с тем, о чем мы в эти дни вспоминаем.
А завтра — воспоминание Тайной вечери, затем Великая Пятница, Суббота и Пасха. «Христос воскресе!» — хочется сказать заранее. Но пока мы об этом умолчим.