Священник Джордж Массух: Минула слава Константинополя… но Христос — Тот же
О том, что не место освящает человека, а человек – место, напоминает нам священник Джордж Массух, директор Центра по христианско-исламскому диалогу Баламандского Университета (Ливан).

Иисус возвестил, что истинное поклонение Господу не может быть привязано к какому-то конкретному месту, – Господь везде. Господь не может быть привязан к некоему определенному месту, куда бы те, кто хотят ощутить Его присутствие, могли прийти или куда совершить паломничество.

Поэтому, когда самарянка сказала Ему: «Господи! вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме», – Иисус ответил ей: «…поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (Ин. 4:21-23).

Господь пребывает везде, и нет места на земле, где не было бы Его. Он там, где собираются верующие в Него во имя Его. Апостол Павел подтвердил это, сказав: «Вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом» (2-е Коринфянам 6:16).

Господь – странник, Блуждающая Звезда, никогда не пребывающая в каком-то одном месте. И Он не требует, чтобы люди приходили к Нему в какое-то конкретное место. Он сам приходит туда, где люди взывают к Нему и ищут Его.

Священник Джордж Массух

Священник Джордж Массух

В этом контексте звучат и слова святителя Василия Великого, когда он, объясняя слова Христа, сказанные самарянке, говорит, что служение Господу не привязано более к какому-то географически определенному месту, так так Дух Святой стал таким местом:

«Вот место около меня, стань на скале. Что другое называет оно «местом», как не созерцание в Духе?.. Это собственное место истинного поклонения: «Итак, внемли, говорит Писание, не приносить всесожжении на всяком месте, но в месте, которое избрал Господь Бог Твой». Что же такое духовное всесожжение? Жертва хваления. В каком же месте мы ее приносим, как не в Духе Святом? Откуда мы этому научились? От Самого Господа, говорящего, что «истинные поклонники будут поклоняться Отцу в Духе и Истине»».

Святой Дух, говорит Василий Великий – место истинного поклонения.

И Сам Христос – место истинного служения. И Евангелие от Иоанна ясно говорит о конце богослужения в храме Иерусалима, так как Сам Иисус – «новый храм», и нет нужды больше в строительстве храмов в городах и в горах.

Когда иудеи попросили Христа доказать им каким-либо знамением, что все так, как говорит Он, Иисус ответил им:

«…разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. На это сказали иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? А Он говорил о храме тела Своего» (Иоанн 2:18-21).

И когда Господь воскрес из мертвых, ученики Его вспомнили, что Он говорил им об этом. Иисус пришел. Он Воплотился. Он уничтожил смерть. Он исполнил пророчества. Он отменил догматы иудаизма. Он покончил с монополией на служение Богу. Он боролся с расизмом. Он дал нам новый завет. Все новое принес Он.

Поэтому христиане не верят в «святые места» в отличие от неких «несвятых». Вся земля святая, усилиями тех, кто живет на ней и освящает себя. Святость – это то, что принадлежит людям, не земле.

Карл Блох. Христос и самарянка

Карл Блох. Христос и самарянка

Человек свят, а не пыль под ногами его. Человек – и никакое другое создание – образ Божий, призванный быть Его подобием. Человек – это высшая ценность, во имя которой Господь создал все сущее, а не наоборот.

Тем не менее христианство – религия, в которой верят в Воплощение. И поэтому есть связь между верою и несением Свидетельства в любой отдельной церкви, которая находится в определенном географическом месте.

«Послание к Диогнету» подтверждает связь между этими вещами. Это послание было создано в конце 2-го века неизвестным христианским автором, носившим языческое имя Диогнет. Он занимал важную должность в Римской империи и нанял писца, чтобы написать послание, в котором объяснил, что такое христианство и кто такие христиане. Особенно постарался он объяснить, какому Богу поклоняются христиане, как они прославляют Его и почему христиане по вере своей не боятся смерти.

Стиль «Послания» показывает, что его автор был человеком образованным, знал греческий язык, а также риторику и богословие.

Из «Послания к Диогнету»:

«Христиане не различаются от прочих людей ни страною, ни языком, ни житейскими обычаями. Они не населяют где-либо особенных городов, не употребляют какого-либо необыкновенного наречья, и ведут жизнь ни в чем не отличную от других.

Только их учение не есть плод мысли или изобретение людей, ищущих новизны, они не привержены к какому либо учению человеческому как другие, но, обитая в эллинских и варварских городах, где кому досталось, и следуя обычаям тех жителей в одежде, в пище и во всем прочем, они представляют удивительный и поистине невероятный образ жизни.

Живут они в своем отечестве, но как пришельцы; имеют участие во всем, как граждане, и все терпят как чужестранцы. Для них всякая чужая страна есть отечество, и всякое отечество – чужая страна.

Они вступают в брак, как и все, рождают детей, только не бросают их. Они имеют трапезу общую, но не простую. Они во плоти, но живут не по плоти. Находятся на земле, но суть граждане небесные. Повинуются постановленным законам, но своею жизнью превосходят самые законы.

Они любят всех и всеми бывают преследуемы. Их не знают, но осуждают, умерщвляют их, но они животворятся; они бедны, но многих обогащают. Всего лишены, и во всем изобилуют. Бесчестят их, но они тем прославляются; клевещут на них, а они оказываются праведны; злословят, а они благословляют; их оскорбляют, а они воздают почтением; они делают добро, но их наказывают, как злодеев; будучи наказываемы, радуются, как будто им давали жизнь».

Прошли времена величия Антиохии, где ученики Его впервые были названы христианами. Минула и слава Константинополя, великой столицы Православия. Прошла слава Каппадокии, Никеи, Эфеса, Халкидона, Смирны, Русафы и Пальмиры.

Но слава Христа не пройдет до тех пор, пока люди веруют в Него и носят Его в сердцах своих, куда бы ни направлялись они, куда бы их ни забросило, где бы ни жили они. Христос – вот их слава.

Fr Georges Massouh: Gone is the Glory of Constantinople… But Christ Remains

Перевод: Анна Барабаш


Читайте также:

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.