10 декабря — Всемирный день футбола (World Football Day). Этот день отмечается по решению ООН.
Иерей Глеб — человек занятой. Кроме того, что он служит в Софийском соборе Царского Села и является координатором молодежных программ Царскосельского благочиния Санкт-Петербургской епархии, он, как бывший футболист, тренирует детскую команду «Деревни SOS» и окормляет команду «Зенит». Наш разговор с батюшкой мы посвятили отношениям христианства и футбола.
— Вы в числе других священнослужителей попросили болельщиков простить Владимира Быстрова, приведя в пример библейскую притчу о блудном сыне. Но болельщики, кроме того, что считают его изменником, думают, что он вернулся в «Зенит» из-за больших денег. Согласны ли Вы с ними? Как урегулировать этот конфликт?
— Не знаю истинной причины возвращения Владимира. Знаю, что надо его простить, и, таким образом, не будет никаких конфликтов.
— Может быть, лично обратиться к министру спорта Виталию Мутко, который мог бы повлиять на ситуацию с поведением фанатов во время матчей? Например, вычислить хулиганов, ввести наказание в виде лишения их билетов на матчи с проходом на трибуны по паспортам?
— Это хорошая идея, строгие меры нужны. В Англии уже давно введена подобная система, там могут запретить посещать футбольные матчи до конца жизни. Наверное, надо не только «Зениту», но и всем другим клубам написать коллективное письмо министру спорта с просьбой ужесточить контроль на трибунах. Думаю, это время не за горами.
— А как к этой ситуации относится сам Быстров? Не хотел бы он встретиться с фанатами лично и поговорить по душам?
— Он переживает, думаю, по-своему. Но разговор по душам может оказаться непродуктивным из-за лишней эмоциональной окраски некоторых представителей фан-объединений, которые для смелости перед разговором с Володей могут принять спиртное.
— Не кажется ли Вам, что футбол стал просто бизнес-проектом или коммерческим предприятием, в котором крутятся большие деньги? Что люди, работающие и играющие в нем, все более отдаляются от духовности, не различают, что нравственно, а что безнравственно?
— Люди становятся бездуховными или безнравственными
по разным причинам, которые в самом человеке, в его отношении к деньгам, популярности и так далее. Кто-то справляется с этим и остается добрым и скромным, кто-то не выдерживает нагрузки, ломается. Здесь как раз и нужен тот, кто сможет поддержать, поговорить, помолиться.
— Можно ли совмещать веру и профессиональную деятельность — такую, как футбол?
— Христианское вероучение должно быть в основе любой деятельности, с которой приходится сталкиваться. Оно должно облагораживать любое делание, объединять людей и приводить их к Истине. Ведь любишь, в первую очередь, не спорт, а человека в спорте. Как ненавидишь грех, а не человека, который грешит. Поэтому можно и нужно оставаться христианином, отбросив от спорта страсть, ненависть, желание отомстить и другие плохие качества и нечистые мысли.
— В «Зените» много легионеров и, наверняка, они исповедуют другие религии или являются атеистами. Как они относятся к присутствию православного священника в команде?
— Мое личное ощущение, что некоторые относятся очень хорошо и рады, а некоторые более сдержанно. Кое-кто из журналистов ищет в этом повод для конфликта. По-моему, это неправильно! Я лично находил мусульманского имама для турка Фатиха Текке. А для аргентинца-форварда Алехандро Домингеса — католического священника. А с протестантом из Кореи Ким Дон Чжином мы вместе выступали против наркотиков на молодежном рок-фестивале в СКК. Любая нормальная религия призывает к любви, и приходится сожалеть, когда кто-то пытается ссорить людей.
— Есть ли в «Зените» люди воцерковленные, которые ходят в храм и являются не поверхностно, а глубоко верующими?
— Такие люди есть, и не только футболисты, но и некоторые из руководителей клуба.
— О чем Вы беседуете с футболистами, когда находитесь в команде?
— Не о футболе. Почти обо всем, что их интересует. Естественно, и на богословские темы тоже.
— Молитесь ли Вы о здравии футболистов «Зенита»?
— Да, как и за всех, кого люблю.
— Не хотели бы Вы продолжить практику духовничества, начатую в «Зените», например, в сборной России?
— Если поступит такое предложение и будет Божие благословение, то да!
— В детстве Вы занимались и играли в школе «Зенит», а сейчас играете в футбол?
— Да, в нашей епархии проводятся футбольные турниры между приходами. Три года назад был организован межнациональный и межконфессиональный турнир, на котором соревновались команды игроков разных национальностей и религиозных убеждений. Играют в футбол и студенты духовных школ, как это уже есть в Москве. Кстати, мы с ректором духовной академии епископом Амвросием уже вели разговор о создании спортивного направления, чтобы студенты были бы не только духовно образованными, но и физически полноценными.
— Чем еще Вы занимаетесь в свободное время, вне храма?
— Во внебогослужебное время я занимаюсь миссионерством, профилактикой наркомании и ВИЧ. Выступаю на трех радиостанциях, веду две передачи на телеканалах. Пишу статьи и брошюры, которые помогли бы воцерковляющимся людям, в том числе молодым. Окормляю приюты и детские дома. Вообще, что касается детей-сирот и молодежи, то им стараюсь уделять больше всего времени и внимания. Являюсь участником просветительского портала «Азбука». Интересующиеся могут зайти ко мне на интернет-страничку www.azbyka/grozovsky. Там можно найти ответы на вопросы веры и более развернутый ответ на Ваш вопрос.
— Вы тренируете юных спортсменов. Как Вы их воспитываете, чтобы из них получились не только физически, но и духовно развитые люди?
— Обычно методом словесного убеждения и собственным примером. Говорить можно много, но если сам над собой не трудишься, не совершенствуешься, то можешь остаться не услышанным. А иногда приходится и наказывать за плохое поведение: если слышу, что один юный игрок обозвал другого, сначала предупреждаю, а если не хочет слышать — отстраняю от занятия. Помогает. Приятно, что после бесед некоторые дети принимают крещение, исповедуются и причащаются! Надеюсь, эти семена веры принесут в свое время добрые плоды.