24 сентября депутаты всех четырех фракций Госдумы рассмотрели проект заявления палаты в защиту религиозных чувств верующих всех религий. Какое значение имеет этот документ? Является ли он предвестником каких-либо изменений в законодательстве?
Инициативу парламентариев комментирует священник Кирилл Горбунов, директор Информационной службы римско-католической архиепархии Божией Матери в Москве.
Обращаясь к христианам, конечно же, прежде всего, хочется вновь напомнить об основных принципах, действующих в данном случае: «Бог поругаем не бывает» (Гал 6,7) и «Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны…» (1 Петра 4,14). Если мы всерьез верим в эти вещи, то это позволяет достаточно эффективно отделить оскорбление в адрес Бога от ущерба, причиненного нашей собственной, столь ранимой, самооценке. А также отделять кощунство и богохульство от критики наших собственных грехов и заблуждений.
Если же говорить о возможных дополнениях к законодательству, то да, вероятно, имело бы смысл добавить что-то вроде 116-го параграфа УК Германии об оскорблении исповеданий, религиозных сообществ и «мировоззренческих объединений», просто потому что он предусматривает случаи, не связанные непосредственно с хулиганством и вандализмом, то есть с грубым нарушением общественного порядка или непосредственным ущербом какому-то объекту религиозного культа. Например, по этому закону несколько лет назад получил год заключения условно и 800 часов общественно полезных работ некий господин, распространявший священные тексты одной из мировых религий, напечатанные на туалетной бумаге. Впрочем, как показывает практика, доказать намерение именно оскорбить чувства верующих, а не просто самовыразиться, чаще всего невозможно.
Однако было бы наивно полагать, что какие бы то ни было изменения в законодательстве сами по себе приведут к примирению и взаимному уважению между верующими и неверующими, и к росту авторитета Церкви. Такого рода вещи достигаются исключительно путем самоотверженного диалога, в котором следует видеть не средство достижения каких-то сиюминутных целей, а исполнение заповеди любви к Богу и ближнему.
Читайте также:
Нужен ли России закон о защите прав верующих? — ОПРОС