Священник Константин Лазукин — о Четверге и главных вопросах
Сегодня к вам обращается священник Константин Лазукин, настоятель Константино-Михайловского храма в Вильнюсе.
— Здравствуйте, дорогие зрители!
Мы с вами сейчас находимся во днях Страстной седмицы. Каждый из этих дней называется Великим: Великий Понедельник, Великий Вторник, Великая Среда, Великий Четверг. Именно до Великого Четверга мы с вами уже дожили и сегодня встречаем именно этот день. С какими мыслями мы можем встретить его?
Да, действительно определенная внешняя ситуация накаляется, и у нас есть некоторое переживание, в связи с тем карантином, в связи с теми условиями, которые нам приходится прожить. Но все-таки если мы говорим о вере, о Христе, какие у нас возникают мысли? Кто-то из вас может заметить, что у него возникает мысль о том, что он не может причаститься, в связи с тем, что нельзя выйти из дома, не разрешается посетить храм Божий, не разрешается поучаствовать в Божественной литургии.
Но, с другой стороны, мне не хотелось бы вдаваться в политические вопросы, а хотелось бы задуматься о вопросах духовных.
Действительно, о чем сегодняшний день нам говорит? Ведь дни Святой седмицы — это те дни, когда мы в какой-то мере могли бы собрать плоды всей святой Четыредесятницы, плоды всего того периода, который мы пережили. Мы можем вспомнить, что в первые дни Страстной седмицы, в первые дни этой Великой седмицы, мы именно об этом и вспоминали — о талантах, о смоковнице, мы сравнивали себя с мудрыми или не мудрыми девами, которые вышли навстречу женихам.
«В каком состоянии нахожусь я?» — вот, наверное, один из главных вопросов, которые можно было бы сегодня задать самому себе.
В какой-то мере, может быть, не только самому себе, но, может быть, и Господу, чтобы Он помог нам в этом: «Господи, где же я? Где я нахожусь? Куда я смотрю? Куда я иду? Куда направлен вектор моей жизни?»
Я недаром задаю этот вопрос, потому что центром и главной мыслью Великого Четверга является Тайная вечеря, которую совершает Господь. На Тайной вечере всем ученикам, которые пребывали в горнице, Господь преподает освященный хлеб и вино со словами: «Это Тело Мое, и это Кровь Моя». Мы понимаем, что действительно здесь зарождается Евхаристия, именно это дает те корни, которые потом произрастут и которые будут совершаться и доныне во святой Церкви.
Давайте постараемся еще глубже посмотреть, ведь этот залог, о котором говорит Господь, эти слова Евхаристии, принятия Тела и Крови, и последующие слова, которые говорит Господь: «Тот, кто будет есть Мое Тело и пить Мою Кровь, тот будет во Мне пребывать, и Я буду в нем», — говорят о том, что мы призываемся к единству с Господом.
Теперь я возвращаюсь вновь к началу своей беседы. Какие же плоды у меня? Задумывался ли я о том, что я призываюсь идти на встречу ко Христу? Задумался ли я о том, что я приближаюсь не просто к земной Пасхе, а приближаюсь к Пасхе небесной. Действительно ли для меня становится этот праздник выходом из рабства греху, как некогда этот праздник стал для израильского народа, который вышел из египетского рабства и по-настоящему сделался свободным? Не остаюсь ли я еще рабом греха? Не забываю ли я о том, что я призываюсь выйти на встречу к Христу? Ведь Господь готов выйти на встречу ко мне!
Действительно Великий Четверг — это тот день, который задает для нас вопрос: встретился ли ты со Христом? Идешь ли ты на встречу к Нему? Готов ли ты принять Его? Вы скажете, может быть, странно, что я, говоря сегодня, задаю больше вопросов, чем ответов, но мне искренне хотелось бы, чтобы каждый из нас ответы не просто услышал бы, но постарался бы их найти в себе.
Помоги нам, Господь, встретиться с Ним, обрести Его, стать действительно Его верными друзьями, пребывать вместе с Ним, встретить радостно светлое Христово Воскресение, воскреснуть вместе со Христом. Аминь!