Рождественский пост. Священник Максим Первозванский: пост — это время увидеть себя настоящего
Люди, воспитанные в советских традициях, считают, пост выдумали в царские времена, чтобы удерживать недоедающий народ от волнений. По мнению населения, настроенного к Церкви более лояльно, пост – это церковное изобретение, полезное для здоровья, вроде бесплатной и хорошо выверенной диетологии для всех слоев населения. Верующие же воспринимают пост уже совсем иначе, прежде всего, как явление в большей мере духовное, чем телесное.
На некоторые вопросы о духовной природе поста, а так же о том как правильно встретить Новый Год, приходящийся на Рождественский пост, и некоторые другие, мы попросили ответить священника Максима Первозванского, главного редактора журнала «Наследник», отца 8 детей..
Святитель Тихон Задонский сказал, что телесный пост без духовного ничто, многие постятся телом, но не постятся душой. В связи с данной цитатой возникает вопрос: разве мы не должны поститься душой все время, а в посты соблюдать именно воздержание в пище?
Для того чтобы ответить на данный вопрос нам надо определить, что такое пост.
Говоря о воздержании в пост, следует иметь в виду, что это воздержание не от того — что плохо, а от того — что неплохо. Такого рода воздержание имеет место не только в пост. Например, если у нас траур, мы воздерживаемся от развлечений, то есть воздерживаемся от вещей вполне приемлемых в другое время. От того, что само по себе плохо, мы действительно должны воздерживаться все время. Но нет ничего плохого, например, в том, что я пью молоко, или читаю литературу, или слушаю музыку. Мне это нравится, я не причиняю никому этим вреда, даже самому себе. Но в этих действиях, хотя и безвредных, есть нечто общее, а именно: я делаю то, что мне нравится. Да, существуют недопустимые действия: вредные, греховные, опасные, но их я не совершаю, я просто делаю то, что мне нравится. В пост же я сознательно воздерживаюсь от того — что мне нравится.
Исходя из этого принципа, некоторые священники говорят, что дети должны в пост воздерживаться от сладкого (вместо продуктов, предписанных церковным уставом). Это рекомендуется по двум причинам. Во-первых, чтобы не испортить растущий организм достаточно серьезным воздержанием. Во-вторых, поскольку все дети любят сладкое, с целью ограничить их именно в том, что им нравится. Я сейчас не буду говорить, надо это делать или нет, правильно это или неправильно. Я хочу показать принцип поста – воздержание от того — что нам нравится, к чему мы очень привязаны, к чему мы привыкли, но то, что само по себе неплохо.
Почему во время поста постоянно возникают вспышки раздражения, злобы и прочий негатив?
Если говорить языком чисто психологическим, то современный человек постоянно живет в стрессовом состоянии, а снимает он этот стресс, делая то, что ему нравится, то, что его расслабляет. Когда же он лишает себя этого, то стресс обостряется, и человек начинает срываться, гневаться, осуждать и т.д. Таким образом, пост позволяет увидеть свои собственные страсти, которые начинают лезть наружу. В этом, в частности, один из смыслов поста – увидеть себя истинного. Мы очень часто живем, не видя самих себя. Даже если мы весьма склонны к каким-то страстям, например раздражительности, то мы к ним уже привыкли и не замечаем. Пост же их обостряет и дает нам возможность увидеть свои страсти.
Следует заметить, что для некоторых верующих пост является просто актом послушания Церкви, потому что в силу привычки он ничего у них уже не обостряет. Многие и в обычное время ведут достаточно воздержанный образ жизни, да и пост составляет 200 дней в году. Но хотя для некоторых пост ничего не обостряет, все же большинству людей пост позволяет видеть себя со стороны. Ты видишь, в какое состояние ты приходишь и не можешь с собой справиться. Это лишний повод понять, что ты раздражительный человек и начать с этим бороться.
Но это не повод не поститься. Надо знать об этой закономерности, быть к ней готовым. Также следует усугубить молитвенное делание. Если вы не читаете утреннее вечернее правило постоянно, надо начать читать. Может быть, стоит совершать поклоны, может быть стоит в храм ходить почаще. В пост мы занимаемся попыткой немножко очистить свою душу, а для этого душу надо заполнять. Не сказано «уклонися от зла», но «уклонися от зла и сотвори благо». Это означает, что если мы не будем свою душу заполнять благом, то она будет заполнена злом. В этом смысле полезно было бы духовное чтение, которое тоже является элементом поста. Если вы читаете, например, хорошую историческую литературу, то может быть имеет смысл заменить ее в пост на духовное чтение с тем, что бы ваши помыслы и чувства обращались к вещам возвышенным.
Безусловно, книги по истории — это полезное и душеполезное чтение, но может быть и в этом стоит воздержаться. Если же вы читаете детективы, от которых обычно не можете удержаться, или «подсели» на Акунина, я уж не говорю про Дарью Донцову, то конечно в пост от этого нужно воздержаться и читать хотя бы исторические книги. В выборе духовной литературы тоже надо быть разумным. Стоит читать не первую попавшуюся духовную книгу или ту, которую вы считаете самой правильной. Стоит читать то, что вам нравится. В крупных православных магазинах несколько тысяч наименований книг. Если у вас нет дома собственной богатой библиотеки, имеет смысл зайти в книжную лавку, потратить полчаса — час, полистать книги, которые стоят в свободной выкладке на полке, и выбрать то, что вам было бы интересно.
Как найти разумную середину, свою меру воздержания?
Во-первых, опытным путем, во-вторых, советом опытного наставника, священника, если таковой имеется. Но во втором случае важно понимать, что не живя в монастыре под постоянным присмотром духовного наставника, а появляясь в храме периодически и подробно беседуя со священником раз в месяц, а кратко исповедуясь раз в одну — две недели, у вас нет такой возможности, чтобы священник реально видел, наблюдал и вел вас. Поэтому свою голову отключать не надо. В большинстве случаев священник просто транслирует некие правила. Не всегда у него есть возможность подойти индивидуально. Бывают ситуации, когда человек живет по послушанию. Но в большинстве случаев это не так. Поэтому не стоит даже «играть» в это и думать, что мы живем по послушанию, когда на самом деле мы живем по совету. Конечно, духовник должен быть в курсе как вы поститесь, и чего вы себя лишаете. И, безусловно, к совету батюшки стоит прислушиваться, у него есть опыт, он вам что-то и подскажет, и предостережет.
Известно, что фарисеи очень тщательно придерживались закона, в том числе в отношении поста, но это им не помешало отвергнуть Бога. Что Вы думаете по этому поводу?
Важно понимать следующее, когда человек начинает совершать какое-либо доброе дело, нести подвиг телесный или духовный, появляется серьезное искушение – считать себя выше других. Например, если ты начинающий православный человек, то ты себя считаешь гораздо хуже всех остальных православных, но уж в сравнении с теми кто вне, ты считаешь себя выше. Этого надо стараться избегать. Не надо считать, что пост является вашей заслугой, это лишь способ помочь самому себе. Это не заслуга, не подвиг в том смысле, что вы совершили что-то великое и теперь стали лучше, чище и выше других. Мы не должны высокомерно или осуждающе относиться к другим.
Но ведь пост объективно делает нас и чище и выше. А раз делает, то разве не в порядке вещей было бы чуть-чуть этим погордиться? Разве это не нормально?
Нет, это не нормально. Это как раз тот негатив, которого хотелось бы избежать, но получается очень сложно. Почему фарисеи стали именем нарицательным в истории, хотя это были конкретные люди, и не надо думать, что самые плохие? Фарисеи были потенциально лучшей частью израильского общества, это люди, которые старались исполнить закон. Сейчас в России 80% населения называют себя православными, но реально пытаются жить по заповедям, посещают храм Божий и исполняют правила Церковные очень немногие. Это как раз те самые современные фарисеи, в хорошем пока что смысле этого слова. Другое дело, что исполнение правил, стремление жить по правде, так как правильно, очень часто приводит к превозношению своей собственной праведностью. Человек замыкается на мысли, что раз я это совершил, значит, я теперь хороший, я теперь чего-то достоин.
Что же с этим делать?
Дело в том, что с Богом вообще нельзя играть в игру: Ты мне я Тебе. То есть рассчитывать на то, что если я что-то сделал, значит, я стал чего-то достоин. Это в принципе не работает. Кто из нас чище и лучше — это очень спорный вопрос. Не случайно говорится в Священном Писании, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Небесное. Что они реально лучше нас верующих? Нет, просто в них искренней и чище стремление быть лучше, стремление быть с Богом, стремление ко Христу. В этом опасность законничества: душа, наполненная чем-то псевдодуховным, оказывается закрыта к восприятию собственно Бога.
Относительно того, что с этим делать. Во-первых, надо понимать, что все мы очень разные и Господь призвал не праведников, грешников к покаянию. Апостол Павел говорит – не много среди Вас умных, не много среди Вас разумных, не много среди вас знатных, высокородных. То есть на самом деле мы, люди, пришедшие в Церковь, только призваны стать солью земли и светом мира. И нам постоянно приходится слушать по этому поводу заслуженные упреки: «Вы такие православные ходите в храм, но посмотрите, какие вы. Да вы просто плохие люди даже по общечеловеческим критериям: злые, завистливые, неправедно осуждаете, что-то от других постоянно требуете». Сколько раз мне приходилось слышать от мужей прихожанок ответ на вопрос: «Почему ты в храм не ходишь?» — «А туда моя жена ходит. И каждый раз она возвращается такая злая, так на меня набрасывается. Что же я там буду делать? Я не хочу таким становиться, я лучше буду в Бога верить потихонечку, у себя дома». То есть исполнение правил церковной жизни не означает, что мы уже стали лучше. Опять таки это не значит, что мы не должны соблюдать установления и перестать ходить в храм. Это тоже будет неправильно.
Пост надо рассматривать как борьбу, а не как период, за который ты становишься лучше. В современных школах и современных семьях, даже православных, реально не учат искусству вот этой самой невидимой брани, невидимой войны. А мы, начиная соблюдать пост, вступаем в войну, борьбу с древним врагом рода человеческого, опытным, искусным, могущественным. При этом не прилагаем усилий, чтобы изучить правила в этой борьбе или даже просто пренебрегаем серьезностью положения, прямо как в анекдоте. Василий Иванович попал в Японию и имел там встречу с каратистом. Возвращается, его спрашивают: «Ну и как?» А Василий Иванович отвечает: «Да как — дурак он. С голой пяткой против шашки полез». Так мы, с голой пяткой лезем против шашки. Мы не понимаем, как действует против нас враг. И в этой войне мы идем под барабанный бой с гордо реющими знаменами, думая, что сейчас мы это пулеметное гнездо легко завоюем, а реально этого не происходит. И очень много пострадавших.
Не посоветуете что-нибудь почитать на эту тему?
Пожалуйста. «Невидимую брань» Никодима Святогорца, «Что есть духовная жизнь и как на ее настроиться» Феофана Затворника, Нила Сорского можно почитать, у него есть хорошая толстая книжка «О духовной жизни». Надо элементарно знать, как устроена душа, какие законы в ней есть, что такое помыслы, которые мы принимаем, как к ним относиться. Надо понимать, как это все работает, а мы не понимаем и ловимся на простейших минных полях, которые расставлены, еще далеко не доходя до позиций. Мы отказались от мяса или кладем тридцать поклонов в день, читаем правило и Покаянный Канон и думаем, что спасены. Но это же глупо и наивно. Работа над душой – сложнейший процесс. Попробуйте реально отказаться хоть от одной своей привычки, попробуйте изменить свою душу хотя бы на пять сантиметров. Да ничего не выходит. А мы мним себя, что мы во святых. И это одна из главнейших проблем, которая существует в массовом масштабе, и я не знаю пока, как к ней приступать.
Страсти наши никуда не исчезают, они только укрепляются, находят для себя новые формы, трансформируются, мимикрируют, дрейфуют из одной формы в другую. Изменить себя очень сложно, стать реально лучше – это сложнейший процесс, который очень немногим оказывается по плечу. Но это не значит, что мы погибаем. Стал ли разбойник на кресте более совершенным, приблизился ли он к святости, почему его Бог спас? Потому что он признал свое несовершенство. Несовершенство реальное, объективное.
Переходя к теме телесного поста, хотелось бы прояснить такой вопрос. Я слышала, что есть несколько уровней соблюдения поста. То есть понятно, что мясо, птицу, молочные продукты, яйца, сливочное масло есть нельзя. А вот ограничения в рыбе или растительном масле – это по своим силам. Так ли это? Правила поста для всех одинаковы или есть несколько уровней: для монахов, для мирян?
Правила поста для всех одинаковые. Есть устав церковный, который реально не соблюдается, и есть общецерковная практика, которой желательно придерживаться. При этом нужно разумно ко всему подходить. Рождественский пост, так же как и Петровский пост – рыбный. Я сейчас не буду говорить, что в уставе написано, это можно прочитать. По общецерковной практике – это пост, в который мы воздерживаемся от мяса и молока, но к вкушению разрешается рыба, растительное масло.
Каждый день?
Здесь есть разная практика. Если строго, то рыба разрешается только в очень ограниченном количестве. Реально рыбу едят больше.
Так каких же установлений придерживаться среднестатистическому верующему мирянину не так давно воцерковленному?
Поститься так, как это принято в общепринятой практике: не есть рыбу по средам и пятницам. Если кто-то может больше приблизиться к уставу, есть рыбу по субботам и воскресеньям, растительное масло так же не каждый день разрешается. Правила подробно описаны в Типиконе. Там, например, сказано, что если полиелейная служба, то рыбу есть можно. Но как вы это определите: когда полиелейная служба, а когда нет? Вы же не каждый день в храм ходите. Поэтому есть такое упрощение, что по средам и пятницам рыбу не едим, а в остальные дни все-таки едим. В практике правила Типикона обычно строго не соблюдаются, учитывая в частности наш северный коэффициент. По неписанному правилу растительное масло едят всегда, а рыбу едят до второго января. Со второго января начинается безрыбный пост. Получается так, что в Новый Год рыбу есть еще можно.
Есть ли еще что-то важное, что надо понимать относительно поста?
Есть несколько смыслов, ради чего мы соблюдаем пост. Мы говорили о том, что воздержание поста обостряет наши чувства, но с другой стороны оно и обостряет нашу способность к восприятию вещей духовных. Сытое брюхо к учению глухо, и к молитве оно тем более глухо. Поэтому, чтобы мы могли почувствовать Бога и вести осмысленную духовную жизнь, нам необходимо быть сколько-то сдержанными.