На днях я получил одно письмо по электронной почте: «Я был на исповеди, — писал человек, — и мне не только не стало легче, но наоборот – я пришел домой совершенно убитый». – «Почему?» — спросил я в ответ. – «Потому что батюшка меня обругал и не благословил причащаться». Тогда я написал ему примерно следующее. Если человек – священник, это не значит, что все его поступки и слова – от Бога.
Когда тебя обижают, насмехаются, оскорбляют или унижают – ни о чем богоугодном тут не может быть и речи. Бог всегда дружелюбен по отношению к Своим созданиям. Бог любит тех, кого сотворил. Помните об этом. И если в голове появляются мысли, что ты никому не нужен, ни на что не годен или что никто тебя не любит по причине твоего ничтожества, — эти мысли явно не от Бога. Бог всегда – пожалуйста, запомните это раз и навсегда – всегда на вашей стороне. И даже когда Он вразумляет, то делает это с любовью и пониманием, никого не обижая, не унижая и не разочаровывая.
Именно поэтому будущих батюшек учат: каким бы тяжким не был грех, услышанный на исповеди, — священник не должен возмущаться, или смущаться, или как-то еще показывать свое отношение к тому, что он услышал. Для чего это нужно? Чтобы человек не подумал, что Бог его отвергает. Кем бы ты ни был, что бы ни совершил – Бог любит тебя.
И еще я написал тому человеку вот что. Каждый выбирает себе духовника самостоятельно. Поэтому выбирай того, кто напоминает тебе Отца из притчи о блудном сыне. Он принял Свое дитя – опустившегося грешника, жившего в грязи и нечистотах — таким, каким тот был. Принял без укоров, унижений и требований («Ну, рассказывай, что ты там натворил, а мы послушаем!»), и омыл, и облачил в лучшую одежду, дав золотой перстень и устроив пир в его честь. Вот что значит любовь Божия.
И мне кажется, нет на земле человека, который бы не принял и не полюбил такого Бога. В отличие от приличных, порядочных людей (вспомним старшего брата в притче), которые в праведном гневе желают наказать грешника, Господь – об этом говорят и св. Иоанн Златоуст, и Исаак Сирин, — в определенном смысле несправедлив. И Его несправедливость нам, конечно, во благо, потому что Бог меряет всё не весами, а любовью. А любовь – несправедлива.
Господь принял на Кресте разбойника со словами: «Нынче будешь со Мной в Раю». Принял блудного сына, сказав: «Я люблю тебя» Разве справедливо? Нет. Но нам это во благо. И сыны Божии, много грешившие, но затем покаявшиеся, первыми войдут в Рай. Так сказал Сам Господь. Мытари, блудники, грешники, плачущие и кающиеся, — более всех любимы Богом. И когда это понимаешь, в душе появляется великая сила и утешение. Не знаю, чувствуете ли вы это – что все мы любимые создания Божии, которых Господь принимает и любит такими, какие мы есть.
Господь послал мне мужа, несмотря на мой страшный грех
Меня всегда удивляет, что часто Бог и Церковь ассоциируются у людей не с любовью, а строгостью и угрозами. Большинство из вас выросли именно с таким богом — вызывающим больше страха, чем любви. С богом, который постоянно грозится отправить тебя в ад; который только и ждет, как бы пристыдить, наказать. А не с Тем, Кто стремится обнять, утешить и понять. Понять! Это ведь так важно. И мне всегда отрадно встречать людей, которые приходят и искренне рассказывают о своих проблемах.
В свою очередь, я пытаюсь понять, что скрывается за тем или иным грехом, и в большинстве случаев это оказывается желанием человека, чтобы его любили.
Как-то я получил письмо от одной женщины – вот примерно что она рассказала. «Батюшка, одно время у меня были такие проблемы с деньгами, что не на что было жить, и я отправилась торговать своим телом. А любящий Господь, несмотря на такой мой страшный, опасный грех, послал мне подругу, которая познакомила меня с моим будущим мужем. Любовь Божия нашла меня там, где я была, то есть во грехе». Я так поразился Божественной любви, которую эта женщина сама искала и – обрела! Бог смотрит в будущее. Будем и мы этому учиться.
Сегодня человек грешит, а завтра ты не знаешь, каким он будет. Сегодня твой сын или дочь впутывается в истории, гуляет направо и налево в поисках любви и счастья, даже принимает наркотики (которые также являются обманным путем к счастью)… Молодой человек хочет жить настоящей, как ему кажется, жизнью – потому что этот воображаемый рай был утерян им еще в детстве, когда ребенком он не видел в своей семье счастья. А не получив счастья дома, человек начинает искать его на стороне — там, где, как ему кажется, легче всего стать счастливым.
Так что ключевое слово во всём – это любовь. Любовью всё можно покрыть и устроить, потому что именно она нужна каждой душе. Не знаю, все ли из вас это понимают, ощущают любовь Божию в своем сердце и дарят любовь ближним. Это величайший подарок, который только можно сделать своему ребенку. Дитя видит, что родители любят друг друга, что они молятся – и делают это не формально, не так, что в воскресенье мы идем в церковь, а на буднях лупим друг друга. Это самая худшая проповедь, какая только может быть.
Самое важное – не показывать, а иметь любовь
Причина, по которой дети отказываются ходить в церковь, — одна. В свое время на примере родителей они не увидели, как Церковь преображает. Скорее, наоборот: с Церковью у наших детей связаны самые неприглядные представления о родителях. «Как быть, батюшка, если мои родители ходят в храм, а дома друг друга убить готовы?» «Зачем мне жениться? У меня перед глазами такой пример — не хочу быть, как отец с матерью!» Для того, чтобы ребенок что-то по-настоящему понял и действительно захотел воплотить в жизнь, нужно показывать ему это на собственном примере, а не проповедовать. Проповедуем мы много, я сам постоянно проповедую – но главный здесь вопрос в том, чем мы руководствуемся. Иными словами, есть ли в нас любовь? И чувствуют ли эту любовь окружающие?
Самое важное – не показывать, а иметь любовь. Если есть любовь, то, как говорил старец Паисий, она всегда чувствуется, как запах спелой дыни: где бы дыня ни лежала, ее легко отыскать по волшебному аромату. Так и с проповедью. Не нужно прилагать столько усилий, чтобы помочь человеку обрести Бога. Он сам Его увидит — в тебе, в твоем спокойствии и мирном духе. Он придет к тебе домой и посмотрит на спокойную, добрую семью, где царят мир и любовь, где жена говорит мужу: «Наконец-то ты пришел, дорогой! Садись скорее за стол!» Что уж тут говорить о детях! Благодаря такой атмосфере ребенок получает твердую уверенность в том, что Господь любит его родителей, а те, в свою очередь, ощущая эту любовь, дарят ее друг другу. Это очень важно. Пусть каждый из нас прежде всего заглянет в себя и поймет, как он живет, вместо того, чтобы стремиться исправить всех вокруг. Великие перемены, говорит Господь, начинаются с собственной души, глубоко внутри – именно оттуда.
И помните, что Бог всегда готов поддержать Свое создание и никогда не наполняет наше сердце грустью и тоской. Так что если вас обижают, наказывают и мучают – это всё не от Бога. Бог только поддерживает. Потому люди и ездили всегда к старцам – великим, святым подвижникам, таким, как старец Паисий или старец Порфирий. Почему ездили? Потому что эти святые, насытившись любовью Божией, сами являли ее людям.
Никогда я не слышал, чтобы человек, побывав у старца Порфирия, говорил потом: «Вот, он меня проучил, наложил епитимью, не допустил к Причастию, унизил, наговорил обидных слов…» Я однажды специально сказал об этом в нашей радиопередаче, чтоб проверить: вдруг с кем-нибудь такое всё же случалось и человек позвонит на радио, расскажет. Но нет! Никто не позвонил. Старец давал надежду каждому.
Мне, кстати, в свое время от него досталось. Но каким образом! Меня обозвали бунтарем. Мне тогда было двадцать лет. Однако — слышали бы вы, как мне это сказал старец! Услышав его слова, знаете, что я подумал? «Назови меня так еще раз!» Почему? Когда Божий человек дает нам оплеуху, хочется, чтобы он ударил снова и снова, потому что понимаешь – это для твоего же блага. Такая пощечина исцеляет. Поэтому хочется услышать про себя еще и еще раз. А старец говорил со мной так благостно, что я не чувствовал ни обиды, ни унижения — только его желание помочь мне выбраться оттуда, где я тогда находился.