Сделав такое заявление, о. Риддон стал первым православным священником в США, принявшим решение не иметь больше никаких дел с гражданскими браками, а только венчать людей по закону Божиему.
Отец Риддон заявил, что государство вправе как угодно определять понятие брака и разрешать, в том числе, и однополые браки. Однако он, как священнослужитель, больше не собирается иметь к этому никакого отношения.
По словам о. Риддона, он и раньше считал, что священник не должен подписывать свидетельства о браке, а решение Верховного Суда США о легализации однополых браков лишь укрепило его в этом решении. Ставя свою подпись на свидетельстве о браке, священник, по мнению Риддона, выступает от лица государства. А так как это в нынешней ситуации в случае брака людей одного пола идет вразрез с христианским понятием о браке, о. Риддон открыто заявил: «Я не буду больше принимать участия в регистрации гражданских браков и продолжу лишь совершать церковные венчания. Венчать я по-прежнему буду с радостью и буду благословлять союз между мужчиной и женщиной. Но я не могу больше идти против совести и ставить свою подпись на свидетельстве о гражданском браке. Если мои прихожане хотят вступить в брак – им сначала нужно заключить гражданский брак, если они хотят, чтобы их брак был законным с точки зрения государства. А потом уже в церковь, где совершится обряд Таинства брака».
По мнению о. Риддона, ситуация в США сложилась странная – священники выступают и от имени государства, подписывая свидетельства о браке, и от имени Церкви, венчая пары. «И священник вынужден играть две роли. Поэтому я открыто заявляю, понимая, что в сложившейся ситуации это заявление политическое: я обвиняю государство в том, что оно узурпировало роль Господа. Оно пытается подменить собой Господа. Принять решение Верховного Суда я никак не могу, и поэтому отныне от имени государства действовать не буду. Кесарю кесарево, а Богу Богово».
Это заявление Риддона, священника весьма авторитетного в США, вдохновило и других священнослужителей – православных, католических, протестантских – последовать его инициативе. Риддон надеется, что Америка придет к смене модели брака, и священники больше не будут частью государственной системы, не будут подписывать брачные контракты от имени государства и таким образом, не будут поддерживать нынешнее государственное определение брака.
В штате Иллинойс, где о.Риддон много лет служит в храме Всех святых, пара, желающая вступить в брак, сначала должна получить в канцелярии округа называемую брачную лицензию, которая дает право жениху и невесте пожениться в течение 60 дней с момента выдачи лицензии. И уже на основании полученной лицензии пара вступает в брак и получает свидетельство о нем. Это единственный возможный способ вступить в брак, чтобы он считался заключенным официально. За исключением некоторых несущественных деталей, такая же процедура установлена и по всей Америке.
Архиепископ Чикаго Блэйз Купич отметил, что идея такого «двухуровневого брака» — сначала пара заключает гражданский брак, а после, при желании, церковный, то есть венчается – совершенно не нова, и придумали ее не в Чикаго. Разделение брака на гражданский и церковный существует много лет и много где, в том числе и в Европе.
«Важно понимать, что такое гражданский брак. Именно о нем говорится в решении Верховного Суда. Люди, вступающие в гражданский брак, не должны быть вместе вечно, никто не просит их соблюдать клятву верности – тем более, что развод легко доступен. Церковный же брак – это совершенно другое дело. Во-первых, венчающихся спрашивают: будут ли они вместе, пока смерть не разлучит их? И они дают обет верности на всю жизнь. Во-вторых, церковный брак – это не только априори союз мужчины и женщины, он символизирует брак Христа и Его Церкви».
И уж этого, по мнению о. Риддона, государство не в состоянии изменить никакими законами. Власти, считает священник, поставили себя на место Бога. Брак создал Бог, и Он четко определил, что есть брак. Власти же одним решением Верховного Суда изменили понятие брака. «Но я не намерен принимать в этом участие, я из этой системы выхожу и больше служить государству не буду»,- заявил отец Риддон.
Священник подчеркнул, что он вовсе не намерен отговаривать пары от заключения гражданского брака. «Все останется так, как если бы я не принимал никакого решения. Если пара хочет заключить гражданский брак, со всеми вытекающими из этого налоговыми льготами – что ж, идите к мировому судье, заключайте договор. Если паре этого не нужно – это абсолютно нормально, пусть приходят венчаться в наш приход. Меняется только то, что я лично, как священник, как христианин, перестаю быть частью государственной системы брака. Я не действую больше от имени государства, я больше не его агент».
Отец Риддон воспитывался как католик, после перешел в англиканскую церковь, однако после того, как англиканская церковь стала рукополагать в священники и епископы геев, перешел в православие. Он выбрал Антиохийскую Православную Церковь, так как она была наиболее открыта для новообращенных.
«Но с богословской точки зрения, какое бы ответвление православия вы ни выбрали, везде Церковь смотрит на брак одинаково,- говорит священник Йоханнес Якобс, глава Американского Института Православия. – Везде брак понимается как нечто большее, чем «контракт», «партнерство». Мы рассматриваем брак как путь к спасению. Это не просто договор. То есть в определенном смысле это и договор тоже, но по сути своей брак – гораздо более глубокое понятие».
Американское духовенство, обсуждающее однополые браки, бойкот отца Риддона поддержало, но позиции свои аргументировало несколько иначе.
Так, богослов-евангелист Тони Джонс, сторонник однополых браков, выступает за разделение гражданских и церковных браков еще с 2010 года. «Изменения в обществе произошли гораздо быстрее, чем кто-либо мог предсказать, – говорит Джонс, который преподает в Фуллеровской богословской семинарии (Пасадина). – Когда я объявил, что не буду больше подписывать свидетельства о браке и призвал других священников поступать так же, это было с моей стороны попыткой «выкупить» для Церкви немного времени и свободы, чтобы мы успели сказать, – государство не должно вмешиваться в дела Церкви. Другая причина, по которой я так поступил – поддержка таких людей, как о. Риддон. Я думал, это даст консерваторам немного времени и немного свободы действий, и они смогут сказать правительству – пусть оно делает все, что хочет, в отношении браков. Но у нас свои порядки, свои нравственные нормы, свое видение брака».
Джонс утверждает, что большинство священников, которых он опросил, в принципе согласны, что не должны служить орудием государства и выступать как агенты его в сфере заключения браков. Но для американских священников подписывать свидетельства о браке настолько уже привычно, настолько это стало уже частью американского ритуала брака, что им сложно увидеть альтернативу.
Йоханнес Якобс заявил, что отец Риддон – первый православный священник, занявший столь твердую политическую позицию. Но недавнее решение Верховного Суда вызвало дискуссии и среди других священников, отметил он. «Это был смелый шаг со стороны отца Патрика. Этим вопросом интересуются многие священники, многие спрашивают, как быть. Чтобы убрать все конфликты между Церковью и государством – нужно пойти по пути, предложенному о. Риддоном. Я ожидаю, что все больше священников поступит так же, как он».
Источник: Chicago Tribune
Перевод Анны Барабаш