Стенгазета священника Сергия Круглова
Священник Сергий Круглов, известный как поэт, выпустил книгу дневниковой прозы. Дневник этот не личный («бумажный»), а сетевой – в Livejournal. Кто-то назвал «Живой журнал» стенгазетой – и это дало название сборнику избранных и отредактированных записей.
Это, разумеется, не первый в истории изданный дневник, и не первый дневник священника (хотя ни с «Дневниками» протопресвитера Александра Шмемана, ни с дневниками праведного Иоанна Кронштадтского книга не пытается встать в один ряд).
Это даже не первый изданный ЖЖ («Живой журнал») – вспомним Евгения Гришковца. Отец Сергий Круглов и в предыдущей своей книге прозы «Птичий двор» использовал отрывки из собственного сетевого дневника. Да и дневник ли это по-прежнему, если записи «отвязаны» от дат, и ЖЖ ли это, если нет комментариев и нет гиперссылок? Это скорее сборник размышлений, подмеченных в житейских обстоятельствах сцен, запомнившихся разговоров.
Поскольку автор – христианин, размышления начинаются с главы «Христос – Он какой?» и продолжаются темами Страшного суда, противопоставления любви к Богу и любви к миру. Поскольку автор – священник, многие разговоры и сценки состоялись в храме или «на требах», когда батюшка отпевал, например, на дому. Поскольку невозможно быть постоянно серьезным, оставаясь здоровым, от размышлений о главном текст плавно переходит к юмору: сначала – над собой, потом, чего таить, и над окружающими.
Как и книга, презентация – творческий вечер отца Сергия Круглова в Сербском посольстве в Москве – развивалась от богословия через лирику к юмору и снова лирике.
Сначала размышляли об интернете как относительно новой среде, где действуют всё те же старые и до сих пор не освоенные до конца, как Крест, христианские принципы. Читали эссе «Священник в мировой паутине» (не вошедшее в книгу) с ремарками типа «Сейчас-то в ЖЖ уже тех распрей и споров нет, сейчас туда из фейсбука зайдешь – там тишина, благодать, бабочки летают, люди в белых рубашечках листочки собирают».
Продолжили такими же разговорами, какие обычно ведет отец Сергий со своей интернет-аудиторией. Говорит – если отбросить детали – практически об одной любви. О той, которая, по убеждению многих, «не жилец на этом свете». Но у автора она сидит на плече, обнимает за шею, прижимается тепло и доверчиво. Может, на «этом свете» она и не жилец, но ведь есть еще «тот».
Поговорили о женской доле и женском призвании, о священнической избранности и слабости. О том, что такое «быть как дети». Точно так же, как о любви, – не через постулаты и пафос, а через сценки с «мироносицами» и батюшками. «…Действительно, священники Христовы, «профессиональные» клирики (подмывает сказать: особенно нынешние) – самые отвратительные из человеков. Это осознание, иногда невыносимое, – как плата за то, что во время Литургии они бывают самыми счастливыми из людей». «…Женщины, женщины… Такое впечатление, что все в стране на себе тянут женщины. Так и хочется возгласить: «о бабоспасаемой стране нашей Российской…».
Конечно, легче всего на слух воспринимается юмор. Миниатюр, дающих повод для улыбки, в книге много. На презентации читали, разумеется, и такое:
***
Некто батюшка всем подходящим на Причастие с младенцами говорит: «Кладите младенца на правую руку… Держите, как грудью кормите». Подошедший мускулистый мужчина с младенцем в руках кататонически застывает и задумывается над рекомендацией…
***
Батюшка (иеромонах) служит в небольшой деревне, рассказывает: благодетели пожертвовали на Пасху подарочков «на храм»… Раскрывает увесистую сумку: она полна бюстгальтеров.
Много в ЖЖ и книге отца Сергия Круглова и грустного – о реакции пользователей Сети на наводнение в Минусинске после аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, о людях, живущих в доме инвалидов и подающих в «родительский день» на панихиду записку со строчкой «Мамы (не помню)». Много диалектных слов типа «дитя урасило» и сносок (т.е. капризничало, упиралось) – отец Сергий не забывает сибирской речи, впитывает ее от прихожанок, ладных и крепких старушек. Он не стесняется написать, как во время исповеди принюхивается: «из-под епитрахили «пахнет вареной морковкой – так по-домашнему».
Стенгазета советских времен – место для сарказма и фельетонов, «проработки» недостаточно усердных, «недостаточно сознательных кадров». Священник Сергий Круглов если кого и «прорабатывает» – то себя самого на виду у читателей.
Фото и видео Виктор Аромштам