Найдутся епископы и священники, которые не станут мириться с этим
Владислав Цыпин, профессор, доктор церковной истории, магистр богословия, заведующий кафедрой церковно-практических дисциплин, преподаватель Московской Духовной академии:
— Канонически второбрачие недопустимо. Каноны это отвергают безусловно. Опыты введения второбрачия в разное время имели место в некоторых Поместных Церквях. У нас, в Русской Церкви, тема эта обсуждалась в дореволюционное время, но Поместный Собор 1917-1918 гг. такую возможность безусловно отвергал. Но тем не менее у нас эта традиция была введена раскольниками-обновленцами, и на Украине раскольниками-«самосвятами».
Это крайне сомнительное, с канонической точки зрения, решение, которое, к сожалению, даже может спровоцировать раскол внутри Церквей. Очень вероятно, что найдутся епископы и священники, которые ни за что не захотят мириться с этим. Что касается межцерковных отношений, я не думаю, что одно это могло бы привести к разрыву поместных Церквей с Константинополем, но если будет совокупность каких-то еще решений, все может быть. Это мы не можем знать заранее.
Если говорить о вдовых священниках, особенно молодых, для них безбрачие — это проблема. Но это не проблема для Церкви. Есть путь, который был установлен у нас в России в 19 веке, когда вдовый священник в молодом возрасте мог подавать прошение о лишении его сана (в виду того, что его безбрачная жизнь была для него тяжела), при этом впоследствии он ограничивался в правах в меньшей степени, чем тот, кого по суду лишали сана. Хочу также отметить, что Церковь не решит свои кадровые проблемы за счет того, что вступившие во второй брак священники будут оставаться на службе.
Это отступление от традиции Православной Церкви
Владислав Петрушко, доктор церковной истории, кандидат богословия, профессор:
— Это решение – явно выражение модернистского курса, который доминирует в последнее столетие в Константинопольской патриархии. Если уж они признавали наших обновленцев законной властью после Революции (которые в свою очередь вводили аналогичные решения о второбрачии), то, в общем-то, ничего удивительного здесь нет. Это отступление от традиции Православной Церкви, которая была абсолютно однозначно прописана в канонах нашей Церкви.
Странное и спорное решение, которое противоречит канонам
Протоиерей Николай Данилевич, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Украинской Православной Церкви
— Священный Синод Константинопольского патриархата разрешил второй брак для священников.
Об этом сообщает греческий сайт церковных новостей Ромфея, называя это решение историческим.
Однако, разрешение на второй брак может быть дано только в случае вдовства священника, то есть если умрет матушка, или в случае если матушка сама покинет мужа-священника.
При этом разрешение на второй брак не даётся, если священник сам оставляет супругу и хочет жениться на другой. Сказано, что все эти случаи должны отдельно и с особым вниманием рассматриваться епархиальным архиереем. В ближайшее время будет разослано официальное письмо Патриарха с детальными разъяснениями, как поступать в таких случаях.
Как по мне, то это странное решение, которое противоречит церковным канонам или, по крайней мере, достаточно спорное.
Конечно, всякое в жизни бывает и бывают исключения из правил, и иногда архиереи разрешают ради пользы для Церкви (если священник хороший и деятельный) или по снисхождению отдельным священникам вступать во второй брак, но возводить исключения в ранг правила — наверное, это слишком. По церковным правилам священник может жениться только один раз. Если что-то не складывается с супругой, то священник либо остаётся целибатом, и продолжает служить, либо идёт в монастырь, либо оставляет священство и женится второй раз. Исключения бывают, как я уже писал выше.
Интересно, что это решение Константинопольский Патриархат хотел провести на Всеправославном соборе на Крите ещё в 2016 году. Но все Поместные Церкви выступили тогда против. Особенно резко выступил тогда по этому вопросу, как рассказывают, Митрополит Варшавский Савва.
Теперь Константинополь всё-таки принял это решение, но в рамках своего Патриархата, если уж не получилось это сделать на Всеправославном уровне.
Подготовила Ольга Лунина