За последние шестнадцать лет доля граждан России, посещающих храм (мечеть, синагогу) возросла с 57 до 71%. Минимум раз в месяц в церковь ходят 7% опрошенных, время от времени – 30%, редко – 34%. Выше среднего доля посещающих храм не реже раза в месяц среди людей пенсионного возраста и жителей обеих столиц (11%), ниже – среди молодежи и селян (5%).
Среди называющих себя православными доля тех, кто вообще посещает храм, составляет 83%. При этом 11% неверующих сообщили, что редко или время от времени ходят в церковь.
«Как бы вы прокомментировали эти данные? Почему, на ваш взгляд, рост числа приходящих в храмы не приводит к нравственному оздоровлению общества? Как вы объяснили бы, что в храмах мало молодежи – при том, что нынешняя молодежь выросла уже после эпохи богоборчества?» — с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Настоятель храма святителя Митрофания Воронежского протоиерей Димитрий Смирнов:
Сейчас молодежи в храмах несоизмеримо больше, чем при советской власти. Но, конечно, хотелось бы, чтобы было больше.
Сейчас все-таки очень много соблазнов, в частности интернет. Вообще воцерковление молодежи это большая проблема. Оно не может быть массовым. Восприятие христианства — это все-таки очень индивидуальная вещь. Религиозное чувство, если оно есть, по-разному может проявляться.
Вхождение в христианство это труд. А у Церкви не так много возможностей помогать в этом людям с помощью, например, радио или телевидения. Но все-таки статистика показывает положительную динамику. Потихоньку процесс все-таки идет.
И то, что в больших городах верующих в процентах больше, это тоже о многом говорит. У образованных людей тяга к Церкви, к духовной жизни все-таки больше.
Главный редактор журнала «Наследник» протоиерей Максим Первозванский:
Нравственное воспитание не дает быстрых результатов.
Сложно утверждать, становится ли нравственное состояние общества хуже или лучше. Одна из главных задач Церкви – нравственное воспитание – это долгосрочная задача, которая не решается в один момент. Как правило, люди, которые ходят в церковь с серьезными намерениями, испытывают шоковое состояние от понимания того, что не могут справиться с обуревающими страстями – злобой, завистью и прочими грехами. Поэтому люди или начинают бороться со своими проблемами, или, к сожалению, могут махнуть рукой, оставаясь в числе «захожан». Но, тем не менее, значительная часть людей начинает серьезнее относиться к своей вере, и встает на путь очищения.
Что касается молодежи, то за последние 15 лет ее количество в церкви значительно возросло. Если для пожилых людей храм выполняет функцию некоего клуба, куда можно прийти и пообщаться, то молодым людям приходится прикладывать значительные усилия, чтобы найти время для посещения церкви: молодежь более ориентирована на карьеру, необходимо совмещать учебу и работу. Но при этом, я могу сказать совершенно точно, к нам приходит все больше молодых людей.
Другой вопрос в том, что у жителей спальных районов крупных городов зачастую почти и нет возможности посетить храм, поскольку существующее количество церквей и их вместимость не позволяют сегодня принять всех желающих.
Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине:
Прирост количества прихожан не всегда означает качество, поскольку вера – это постоянный и сознательный выбор.
На мой взгляд, повода для беспокойства по поводу количества прихожан у Церкви нет. Почему больше людей пожилого возраста? Потому что чем старше человек становится, тем больше он задумывается о необходимости решения своих жизненных проблем, сообразуясь с мнением Церкви.
Конечно, мы заинтересованы, чтобы молодежи было больше: у нас есть специальные программы для привлечения молодых людей. Но необходимо действительно «созреть», чтобы приходить в храм. В молодости многие клюют на приманки общества потребления, но со временем они поймут бессмысленность этих приманок. Хотя, кстати, бывает, что молодежь приходит к религии раньше своих родителей.
Серьезной проблемой, связанной с ухудшением нравственной ситуации, несмотря на рост прихожан, я бы назвал рост поколений, у которых все меньше остается связей с прошлым. Люди, воспитанные в советский период, даже не исповедующие христианство, все равно владели православными традициями – этикой, нравственностью. Сегодня же мосты с нашим прошлым, с нашей народной культурой утеряны. Необходимо их восстанавливать, чтобы наша вера была не поверхностной, а произрастала на плодородной почве.
Известный православный миссионер игумен Сергий (Рыбко), настоятель храма Сошествия Святаго Духа на апостолов на Лазаревском кладбище:
У нас несколько поколений воспитывалось в идеологии «Если Бога нет, то все позволено», воспитывалось вне веры, в религиозном невежестве. Что же теперь удивляться плачевному духовно-нравственному состоянию общества?
Не так- то просто человеку развратному и распущенному стать целомудренным и нравственным. На исправление нужно время. Человек вначале должен осознать, что Бог есть и есть ответственность за свои поступки. Может и несколько лет пройти, а может и вся жизнь, чтобы это понять. Но, только поняв это, человек начинает внутренне трудиться и исправляться. В каком возрасте это произойдет, когда станет заметно – кто знает?
Но есть и другие обстоятельства. Например, многие молодые люди и хотят ходить в храм, но у них просто нет физической возможности, потому что надо не только учиться, но и зарабатывать на учебу, надо помогать семье, родителям. Я знаю множество таких примеров.
Вообще процесс духовного возрождения не может быть быстрым. Приписки, как при советской власти, здесь не помогут. Это процесс на долгие десятилетия.
Главный редактор официального сайта Ставропольской и Невинномысской епархии, преподователь Ставропольской духовной семинарии, клирик храма целителя Пантелеимона в Ставрополе священник Антоний Скрынников:
На мой взгляд, не совсем корректно утверждать, что в общество совсем не происходит духовного оздоровления. Буквально вчера глава департамента здравоохранения Москвы Леонид Печатников заявил, что в столице количество абортов снизилось на 7% по сравнению с 2010 годом.
Я всегда призывал осторожно относиться к всевозможным социологическим опросам. Во-первых, православные зачастую любят себя успокаивать, смотря на статистические данные о количестве верующих в стране. Во-вторых, я сам по образованию преподаватель социологии и имею представление, как непрофессионально зачастую проводятся «полевые исследования».
Мне часто приходится общаться с молодежью, читать лекции в светских учебных заведениях. Я общаюсь с ними, и потом многих вижу в храмах. В городских храмах, например в Ставрополе, довольно большой процент молодых прихожан.
Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери:
Чаще всего люди относятся к вере, как к какому-то шаманству.
Конечно, для многих посещение храма и глубокая вера, которая преобразует душу и сердце человека, становятся неким императивом и помогают справляться с проблемами. Но зачастую люди приходят ради какой-то «коллективной явки» – мол, сейчас свечку поставим, попросим, что надо, а дальше будем ждать результата и хоть «трава не расти». Такая поверхностная вера не способна повлиять на нравственность.
Что касается молодежи, то у христианства есть «конкуренты» – это бесы, которые также ведут свою миссионерскую службу, ведут молодых людей по пути соблазнов красивой и легкой жизни, которая превратилась уже в предмет поклонения. К сожалению, мы не всегда выигрываем в этом миссионерском поединке. Нам противостоит дух потребления и самолюбия. Но, безусловно, есть и те, кто пробивает этот заслон своим талантом, упорством и желанием быть честным перед собой и другими.
Иерей Валерий Буланников, клирик храма свт. Николая в Отрадном:
Есть храмы, где молодежи как раз довольно много. Здесь многое зависит от прихода.
Но никакая статистика не сможет объективно отразить процесс воцерковления. Как правило, это очень долгий процесс. И не год, и не два. А ведь нашу молодежь в 90-е фактически бросили на произвол судьбы. Какое это было время? Тогда боролись за выживание. И вот сейчас эти люди выросли.
Но все равно процент хоть и медленно, но растет. Это вполне естественно. Самое главное, что есть качественный рост. Здесь много особенностей и социального, и возрастного характера.
Большое значение имеет собственно нравственное состояние общества в целом. Оно действительно ужасное: когда становится возможным кощунство в храме Христа Спасителя – это самое настоящее беснование.
Государство, конечно, должно уделять больше внимания нравственному воспитанию подрастающего поколения. Надеюсь, что и введение курса религиозной культуры в школах будет этому способствовать.