Участницы украинского движения FEMEN, которые в минувшую пятницу спилили бензопилой крест в Киеве, заявили о своем намерении провести «гастрольный тур по очагам православного деревянного зодчества России». Информация о планируемых акциях была размещена в ЖЖ феминисток.

Что делать, если завтра к нам в храмы придут эти женщины? Надо ли что-то предпринимать сейчас, когда имеет место только угроза? ПРАВМИР спросил у известных священнослужителей.

Протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах (Москва):

Предотвратить такие акции невозможно

Предотвратить такие акции невозможно – слишком высоко напряжение в обществе.

Нам надо быть готовыми к этому, в храме, особенно во время службы, должны быть люди, которые смогут в какой-то момент взять за руки и вывести хулиганов из храма, вызвать полицию, сдать их. И все. Не думаю, что надо какие-то военизированные дружины сейчас собирать.

Ситуацию нужно спускать на тормозах и не делать из нее медийных поводов. Чем меньше мы будем сейчас об этом говорить, тем лучше. Если к нам в храм войдут какие-то люди, чтобы сделать что-то плохое, я, конечно, приму все меры, чтобы нейтрализовать хулиганов, но делать из этого новость не буду принципиально.

Протоиерей Максим Первозванский, клирик храма Сорока Мучеников Севастийских, главный редактор журнала «Наследник»:

Приговор суда стал понятнее

На мой взгляд, эти акции отчетливо проясняют ситуацию, становится очевидно, что акция в храме Христа Спасителя была не просто политическим протестом, как казалось многим наивным людям, в том числе и некоторым православным. В этом смысле даже хорошо, что после приговора последовали такие реакции — не остается места для разных пониманий того, что произошло в феврале.

А что делать, если к нам придут? Ничего не делать. Понятно, что храм надо защищать, конечно, нужно усилить охрану, но также понятно, что полностью защититься от вандалов и кощунников все равно никогда не удастся. Мне кажется, что это в значительной степени тоже задача государства — обезопасить своих граждан от всевозможных нападок.

Я вот сам недавно вернулся из отпуска и несколько раз в метро и на улице столкнулся с негативным отношением к себе подвыпивших молодых людей. Просто из-за того, что я с бородой – я даже не в подряснике был. Безусловно, определенная часть наших граждан относится к Церкви не просто негативно, но агрессивно. Нам остается только принять это. Но думаю, что после такой реакции многим здравомыслящим людям станет понятнее позиция Церкви и приговор суда.

Протоиерей Алексий Потокин:

Представьте, что это ваши родные

Я хочу напомнить слова Христа: «Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Лк. 9, 58). То есть не было для Него места, где чисто и свято, и мы знаем, что Его, чистого, безгрешного, Который всем помогал и всех исцелял, распяли. Как можно после Креста удивляться, что на земле творится зло?

Конечно, мы должны стремиться ко благу, но при этом надо помнить, что в этом мире ничего не бывает твердо и навсегда. Все могут разрушить, осквернить, и в истории много тому примеров – люди теряли не только дома, но и города и страны. Всегда в мире были предательства, ложь, гонения, убийства. Как я понимаю, жизнь на земле продолжается только благодаря Искупительной Жертве Спасителя и Его прощению.

Христос пришел на землю наказывать или дать возможность жить даже тому, кто предал? Разве Он Своих гонителей не прощал? Конечно, бывают моменты, когда злу надо противодействовать. Но меру может подсказать только совесть.

Ненавидя грех, мы не должны ненавидеть грешника. А для этого надо помнить о своих грехах, о том, что и мы совершали зло и нуждаемся в Божьей милости, прощении. Если же моя совесть спит, то я не смогу принять правильного решения. Прежде чем помешать совершить зло другому, я должен разбудить свою совесть.

Представьте, что в храм пришли безобразничать не незнакомые, а близкие вам люди, родные. Ведь когда наши родные не верят в Бога или отходят от веры, грешат, разбойничают (и такое бывает!), они не перестают быть нам родными, хотя их поступки приносят нам боль.

Вот если мы сможем отнестись к человеку, творящему безобразия, так же, как отнеслись бы в аналогичной ситуации к близким, то мы поступим по совести. А если иначе, хуже, то это уже будет не правда христианина.

Иеромонах Димитрия (Першин), известный миссионер, член экспертной группы Комитета по вопросам семьи, женщин и детей Государственной думы РФ:

Много чести — уделять столько внимания хамству

Иеромонах Димитрий (Першин). Фото Елизаветы Гальпериной

Иеромонах Димитрий (Першин). Фото Елизаветы Гальпериной

Много чести — уделять столько внимания хамству, хулиганству и вандализму. И неважно, где — у памятника павшим воинам, в храме, синагоге или на мусульманском кладбище, — наша реакция будет точно такая же.

Остановим безобразие, сохраняя при этом внутреннее спокойствие и прося Бога вразумить этих несчастных людей.

Совершенно очевидно, что после того, как хулиганская выходка в храме Христа Спасителя получила широкий резонанс и была квалифицирована как разжигание религиозной вражды, подобными средствами стали пользоваться все, кто хотели бы не прикладывая никаких усилий, заработать себе популярность.

Мне кажется, не стоит устраивать переполох по подобным поводам: они того не стоят.

Священник Александр Пикалев, клирик Свято-Георгиевского собора г. Владикавказа:

Важно понять, чего хотят от нас

Священник Александр Пикалев

Священник Александр Пикалев

Недавно движение FEMEN, активистки которого спилили в Киеве Поклонный Крест, выступило с заявлением, что они собираются продолжать в том же духе и устроить «Крестовый тур» по городам России под лозунгом защиты прав атеистов.

Можно ли относиться к такому заявлению серьезно? Не знаю. Знаю лишь то, что активисток FEMEN, в отличие от тех же Pussy Riot, у которых есть своя, пусть кривая и безобразная, но все же идеология, можно просто заказать, как заказывают поп-певцов на корпоратив. Достаточно заплатить их покровителям, и топлесс-фурии будут орать и пилить что угодно и где угодно, в зависимости от уплаченной суммы и фантазии заказчика.

Поэтому новые провокации в том или ином виде, скорее будут, чем нет. Гораздо важнее понять, чего хотят от нас, тех, на кого эти провокации направлены. И дело тут даже не в оскорблении чувств верующих. В конце концов, можно 15 минут пообщаться на улице с любой парочкой иеговистов и наслушаться от них таких эпитетов в адрес Православия, по сравнению с которыми тексты песен Pussy Riot будут выглядеть вполне политкорректно.

На самом деле есть некий паззл, а такие явления, как FEMEN, Pussy Riot, Александр Невзоров, Марат Гельман и т.п., являются лишь его кусочками. Разными по форме и цвету, но вместе являющими общую картину и имеющими общую цель — войну с традицией, культурой и верой во имя нравственного абсурда. И поэтому во всех этих арестах и сроках, применяемым к отдельным скоморохам, играющим в массовке, столько же смысла, сколько в приеме таблеток от кашля при раке легких.

Когда смотришь научно-популярные фильмы про египетские пирамиды или еще какие древние сооружения, там всегда археологи демонстрируют, как точно в этих сооружениях подогнаны плиты и блоки — между ними нельзя просунуть даже лезвие. И поэтому эта каменная громадина стоит тысячелетиями и ничего с ней не делается. Надо признать, что в нашей пирамиде щель для лезвия нашлась, и не одна.

И это рождает очень важный вопрос: как реагировать на происходящие провокации?

Если уж есть традиция среди христиан называть себя воинами Христовыми, то во время военных действий наша реакция на нападение врага должна зависеть не только от самого факта нападения, но и от целей, которые ставит перед собой противник. И цели эти надо уметь просчитывать. Настоящая война это не махание кулаками и не бряцание оружием, а серьезное аналитическое интеллектуальное искусство. Можно ведь напасть для того, чтобы прощупать слабые места соперника, или заманить его в заранее приготовленную ловушку. А вот купится на это враг или нет, зависит уже не столько от его силы, сколько от опыта полководца и дисциплинированности личного состава.

Так что же хотят наши противники непосредственно от Церкви? Они хотят создать эффект резонанса. Известно, что рота солдат, шагающая строевым шагом по мосту, может его обрушить. Так и организованные богохульники хотят, чтобы мы шагали с ними в ногу, отвечая ударом на удар, оскорблением на оскорбление, вызовом на вызов. В результате каждое новое движение качелей будет только наращивать амплитуду, пока конструкция не треснет. Как это происходит на деле, мы можем видеть на примере активистов в кафе, митингов у Хамовнического суда и желания некоторых священников бить в морду за надпись на майке. Ну а раз провокации удались, можно с уверенностью сказать, что будут новые. Возникает ситуация, в которой глупо спрашивать, кто виноват, потому что виноваты уже все.

Другой вопрос: что делать? Гасить резонанс. Останавливать качели.

Нашим горе-активистам, «проповедующим» в пунктах общепита, надо для начала задуматься, какой смысл они вкладывают в выражение «воины Христовы». Ведь воин только тогда воин, когда он берет пример со своего непосредственного командира, а не корчит из себя Рэмбо и Терминатора в одном лице. Тем более, что за примером не надо никуда ходить.

Давайте вспомним реакцию Святейшего Патриарха на нападение активистки FEMEN. В чем, не побоюсь этого слова, величие его реакции? В ее отсутствии. Он и бровью не повел, и вся энергия полуголой бунтарки ушла в космос с нулевым КПД. Ах, как хотелось бы заказчикам этого шоу, чтоб Патриарх отпрянул, испугался, а еще лучше замахнулся бы посохом и попытался ударить нападавшую, а еще лучше, чтоб ее повалили и стали бить. Но на самом деле феминистку просто оперативно оттеснили, и дальнейшие события в аэропорту происходили так, как будто и не было никакой визжащей девки. И сразу стало понятно, кто тут глыба, а кто муравей.

Но герои из «Му-му», которые дерзают называть себя «воинами Христовыми» они и думать не хотят о примере Патриарха. О примере Самого Христа я вообще молчу. И волнует их не воинское служение, а ощущение собственной крутизны и доблести, которая существует исключительно в их воображении. Призыв Святейшего «хранить мирный дух и молитвенное предстояние перед Богом» ими попросту игнорируется. Совершенно понятно, что с таким личным составом, который вместо того чтобы воплощать стратегию, указанную командиром, палит из автомата по всему, что движется ради самоутверждения, воевать в принципе нельзя. Да и патроны у них холостые.

Церковь в истории человечества — единственная незыблемая твердыня, которую за 2000 лет не смогло разрушить ни одно рукотворное землетрясение. Поэтому майки с надписями сгниют на помойке, девочки из Pussy Riot повзрослеют и возьмутся за ум, активистки FEMEN состарятся и им будет стыдно публично раздеваться, а Церковь останется. Ну а что напишут о Церкви в учебниках церковной истории, кому засчитают победу через много лет, зависит не от них, а от нас, православных.

Читайте также:

FEMEN, Pussy Riot и антицерковная волна: Важно понять, чего хотят от нас

У поклонного креста

Соучастники

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.