В Ветхом Завете Бог посылал на землю пророков, которым сообщал Свою волю, а пророки, движимые Духом Святым, истолковывали и сообщали людям закон Божий, “предживописуя имеющее быть искупление” 1 и спасение людей. Затем Сам Христос Спаситель, придя на землю, возвестил миру, как должен человек жить на земле, чтобы быть достойным неба. “Сын Божий, Бог, — учит святитель Феофан Затворник, — воплотившись, возвестил явно об Отце и изъяснил волю Его и Свою, вступив с человечеством в Новый Завет” 2. Спаситель мира во время пребывания Своего на земле сообщил человечеству учение о спасении и вечной жизни, а после славного Воскресения Своего послал святых Апостолов проповедовать слово Божие по всей вселенной. По словам епископа Феофана, “с тех пор, как вышел Сеятель на сеятву, Он не перестает сеять. Сначала Сам лично сеял, потом через апостолов, а наконец через Божественные Писания и богомудрых учителей” 3
Под Священным Писанием разумеются книги, написанные по вдохновению Духа Божия богопросвещенными лицами — пророками и Апостолами. Из всех книг Священного Писания особо важное значение для христианина имеет Евангелие, в котором святые Апостолы повествуют о земной жизни Спасителя мира и излагают Его учение о спасении. Священное Писание есть духовная сокровищница Церкви и всего рода человеческого, в нем “движется Дух Божий, и движет душу читающего” 4. Богооткровенная истина для христианина составляет трапезу Божию, ибо она питает душу небесными, Божественными стихиями добрых помышлений и благих чувств. Слово Божие, “исшедшее из недр Божества, само обладает Божественными свойствами” 5 и, проникая в душу человека, сообщает ей эти свойства. “Бог есть свет, — пишет преосвященный Феофан, — и слово Божие светоносно, потому и душа, приявшая его, становится просвещенною и светоносною” 6. Священное Писание сообщает человеку светлые понятия о всем существующем в мире. Оно не “многословно, но содержит всеобъятную систему ведения, которая потом сама собою может развиться в умах и сердцах смиренно верующих” 7. Подобно тому, как восходит солнце, освещая все пути, по которым должен идти путник, и слово Божие, “исходя из уст Божиих, освещает все пути богоугодной жизни, и возревновавший идти по ним ясно видит, куда идти, и идет смело, не боясь, что оступится” 8.
Священное Писание просвещает и возбуждает совесть, проясняет обязанности христианина в различных случаях жизни и указывает на существующие недостатки и ошибки. “Слово Божие, — наставляет святитель Феофан, — уподобляется зеркалу. Как, смотрясь в зеркало, всякий видит, где какое пятно или порошинка, на лице или на платье; так и душа, читая слово Божие и там исчисленные заповеди рассматривая, не может не видеть, исправна ли она в тех заповедях или неисправна; совесть, просвещена будучи при сем словом живого Бога, тотчас скажет это ей нелицемерно” 9.
Богооткровенные истины чрезвычайно сильно влияют на душу христианина, так как они входят внутрь ее подобно огню, который оживотворяет добро и попаляет зло. Бог есть жизнь, и слово Божие живоносно, а потому и “душа, приявшая его и напитанная им, имеет живот в себе и источает его из себя” 10. Чтение Священного Писания укрощает страсти и способствует искоренению их. “Какая бы ни волновала тебя страсть, — учит епископ Феофан, — начни читать слово Божие, и страсть будет становиться все тише и тише, а наконец, и совсем угомонится” 11.
Слово Божие для христианского подвижника есть меч духовный, который поражает духов злобы и укрепляет его в невидимой брани. Истины Божии, подобно лучам Божественного умного солнца, проникают в сердце человека, согревают его и очищают своим огненным действием. Слово Божие “питает жизнь духовную, вводя сознание в возвышенные созерцания и пленяя ими сердце” 12, дает христианину силу для борьбы с ложью и грехом.
По словам преосвященного Феофана, “как иные мягкие и удоборазлагаемые тела, принимая на себя твердые, каменистые частицы, сами делаются твердыми, окаменевают и становятся недоступными повреждению и разложению, так и душа, напитавшаяся и проникнувшаяся словом Божиим, затвердевает в истине и добрых расположениях так, что делается безопасною от поражений лжи и греха” 13.
Чтение и усвоение Священного Писания должно предваряться внимательной молитвой, потому что для усвоения богооткровенной истины человеку необходима помощь Божия. “Пока один ум трудится над уразумением Писания, до тех пор получаемые истины держатся в голове для умовых интересов, большею частью бесплодно для жизни. Озарение же свыше, печатлея эти истины в сердце и давая вкусить их, делает их направителями жизни, а опыты жизни еще полнее дают уразуметь силу их” 14.
Приступая к чтению слова Божия, христианин должен поставить себя в присутствие Божие и испросить у Господа просвещение разума. Для лучшего усвоения Священного Писания полезно заучивать на память слова Господа и святых Апостолов, стараясь при этом “яснее и полнее обнять мысль Спасителя и глубже проникнуть в значение ее и связь со всею суммою наших верований” 15.
Чтение Священного Писания должно сопровождаться размышлением, которое способствует уяснению и усвоению прочитанного. Если встречаются неудобопонятные места в Священном Писании, то объяснение их человек должен искать в сокровищнице Святой Церкви, которая в понимании Писания прозревает и берет ту именно мысль, какую Святой Дух внушал святым писателям во время писания боговдохновенных книг.
Читая слово Божие, христианин должен стараться усваивать богооткровенные истины, содержащиеся в нем, своим разумом и запечатлевать их в своем сердце. Святые отцы советуют ежедневно читать Священное Писание с размышлением, углубляясь в силу слов и, сколько можно, доводя их до сердца и питая ими свою душу. От читающего требуется полное сосредоточение душевных сил, участие не столько холодного ума, сколько глубоко чувствующего сердца, при непременном условии воспользоваться прочитанным и применить его к жизни. “Ничего из заученного, — пишет епископ Феофан, — не оставляйте голым знанием, а так устройтесь, чтоб оно влияло на ваш нрав, на ваши чувства и расположения и служило руководством в вашем поведении. Этого легко достигнете, если заучиваемое будете при размышлении прилагать к себе” 16.
Усвоение слова Божия одним только разумом не может быть полно и удовлетворительно, потому что многие Богооткровенные истины постигаются уже после вступления на путь заповедей Господних. Если человек усердно читает Священное Писание и обогащает ум словом Христовым, но проявляет нерадение о сообразовании с ним сердца и жизни, то полученное знание “у него останется как песок, насыпанный в голове и памяти, и лежит там мертвым” 17.
Слово Божие представляет для человека непостижимую глубину и неисследимую бездну. Священное Писание во всех своих частях “есть неиссякаемый родник святого назидания, которое однако ж надобно вырывать из него, как драгоценный металл из недр земли, трудолюбивым углублением в силу Божественных словес” 18. Тайны Божии открываются последователю Христа постепенно, по мере преуспеяния в духовной жизни. Ревностное исполнение заповедей Божиих приводит к очищению сердца от страстей, и в этот период жизни духовной в человеке “открывается действо Духа с дарами Его, в числе которых и дар ведения истин Божиих” 19.
Христианин с чистым сердцем становится храмом Божиим, “тогда разумение его вводится на самую высшую степень” 20, которую Святые отцы называют созерцанием, когда открывается “уму окно в духовный мир, и он созерцает там предметы, как глаз смотрит на видимое во вне” 21.
Примечания
- Епископ Феофан. Псалом сто-осмнадцатый. Изд. 2-е. М., 1891. — С. 14. ↩
- Там же. ↩
- Епископ Феофан. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из слова Божия. М., 1991. — С. 116. ↩
- Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Собрание писем. Вып. V и VI. М., 1994. — С. 70 (вып. VI). ↩
- Епископ Феофан. Слово Божие // Домашняя беседа. Февраль. Вып. 7. 1872. — С. 169.
Подготовка текста. “Альфа и Омега”, 1998 ↩ - Там же. ↩
- Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Толкования Посланий апостола Павла. М., 1998. — С. 75. ↩
- Епископ Феофан. Псалом сто-осмнадцатый. — С. 406–407. ↩
- Епископ Феофан. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? Л., 1991. — С. 127–128. ↩
- Епископ Феофан. Слово Божие. — С. 169. ↩
- Епископ Феофан. Мысли на каждый день года… — С. 168. ↩
- Творения иже… Толкования Посланий апостола Павла. — С. 207. ↩
- Епископ Феофан. Слово Божие. — С. 169. ↩
- Епископ Феофан. Письма о духовной жизни. Изд. 4-е. М., 1903. — С. 118–119. ↩
- Епископ Феофан. Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни. Изд. 2-е. М., 1892. — С. 96. ↩
- Там же. — С. 96–97. ↩
- Творения иже… Толкования Посланий апостола Павла. — С. 209. ↩
- Епископ Феофан. Шестопсалмие //
Прибавление к Тамбовским епархиальным ведомостям. Сентябрь. № 9. 1871. — С. 490. ↩ - Письма епископа Феофана к “неизвестному” Владыке // Душеполезный собеседник. Сентябрь. 1905. — С. 268. ↩
- Творения иже… Толкования Посланий апостола Павла. — С. 240. ↩
- Епископ Феофан. Псалом сто-осмнадцатый. — С. 18. ↩