27 апреля (14 апреля ст.ст.) Русская Православная Церковь чтит память священноисповедника Александра Орлова — духовника блаженной Матроны Анемнясевской, канонизированнойв 1999 году. На вопрос следователя о том, что он может сказать о Матроне Анемнясевской, отец Александр ответил: «Она — великая святая!», за что и провел пять лет в лагерях.
Маккавеевские мученики
В Касимовском районе Рязанской области есть поселок городского типа — Сынтул (название, несмотря на кажущийся «татарский» привкус, русское — означает «Сын Тулы»). До недавнего времени основу жизни поселка составляли чугунолитейный завод, основанный в далеком 1786 году и мебельная фабрика советских времен — сегодня они не работают. Будущее Сынтула туманно — «колесо истории» потихоньку стирает с лица земли этот островок цивилизации…
Но есть в Сынтуле свой островок вечности — деревянная Покровская церковь постройки 1780-х годов. Известно, что до революции та часть нынешнего Сынтула, где находится церковь, носила название села Маккавеева (по другим версиям — Макковеева, или Мокковеева), а Сынтульский завод как деревня был приписан к маккавеевской Покровской церкви. Маккавеевский храм видел многое — даже в годы самых лютых гонений на православие он не закрывался.
Село Маккавеево, которого сегодня уже и на картах нет,- не пустой звук для тех, кто интересуется историей Русской Православной Церкви. Невероятно, но факт: название села соответствует его судьбе. Из этого небольшого уголка Рязанщины происходят семь новомучеников Российских — ровно столько же, сколько и ветхозаветных мучеников Маккавейских. Это священномученик Михаил Дмитриев, мученик Владимир Правдолюбов, священномученик Анатолий Правдолюбов, священноисповедник Сергий Правдолюбов, священномученик Николай Правдолюбов, священномученик Александр Туберовский и священноисповедник Александр Орлов.
Духовник Матронушки
Отец Александр Орлов был потомственным сельским священником. Он родился в 1878 году на Рязанщине, в том самом селе Маккавеево. Отец его, Василий Евдокимович, вскоре после рождения сына стал диаконом маккавеевской Покровской церкви. Александр Васильевич еще с 1905 года служил в этой же церкви псаломщиком.
Александр Орлов был из тех людей, кто воспринял гонения на веру как личный призыв Господа послужить Церкви Христовой. В кровавом 1919 году, когда многие его односельчане отошли от Бога, а верующие стремились скрыть свою принадлежность к православию, он, напротив, принял сан диакона и стал открыто служить и проповедовать. А в 1932 году, когда советская репрессивная машина начала в очередной раз набирать обороты, решил идти до конца и был рукоположен во иерея. С тех пор он служил неподалеку от родного села, в храме великомученицы Параскевы села Шеянки (ныне — Шеенки).
Известно, что большую роль в принятии отцом Александром решения о священстве сыграла местная блаженная — Матронушка Анемнясевская. Она жила в четырех километрах от его храма, в селе Анемнясево Касимовского уезда. Еще будучи диаконом, отец Александр часто посещал ее и подолгу с ней беседовал. Став иереем, на протяжении долгих лет он был духовником Матронушки, несмотря на занятость, регулярно навещал ее, причащал, и незадолго до смерти несколько раз соборовал. Именно за Матронушку отца Александра преследовала и в конечном итоге, убила безбожная власть.
Матронушке — точнее, Матроне Григорьевне Беляковой в 1932 году было уже 62 года. В возрасте семи лет, переболев оспой, она полностью ослепла. В возрасте десяти лет, после продолжительных побоев со стороны матери (по преданию, слепая Матронушка уронила с крыльца на землю маленькую сестренку), стала полным инвалидом — не могла ни ходить, ни сидеть, а только лежать на постели.
Матрона терпела постоянное унижение со стороны близких. Родители, братья и сестры не только не жалели несчастную, но и обходились с ней подчеркнуто грубо. Но девушка смиренно переносила обиды и никого не осуждала: утешение она находила в молитве. За это от Господа она получила многие дары — могла предсказывать будущее, помогать другим советами, утешать тех, кто пребывает в унынии. Местные крестьяне, заходя к Матронушке в гости, не раз исцелялись от болезней.
Когда Матроне исполнилось 17 лет, молва о ней распространилась по окрестностям, к ней начали стекаться страждущие за поддержкой и утешением со всей губернии. У Матронушки появилось много друзей и почитателей из числа духовенства и монашествующих (по преданию, Матронушка особенно привечала монашек и девиц). Из священников ближе всех ей был отец Александр Орлов.
Постоянно страдая от болезней, однажды Матрона Григорьевна почувствовала себя особенно нездоровой и, предчувствуя близость смерти, попросила отца Александра почитать канон на исход души. Как сообщает автор жития отца Александра, игумен Дамаскин (Орловский), «по окончании она с грустью и в раздумье сказала, что не так уже она теперь жалеет людей, как жалела раньше, что вся земная жизнь отдаляется от нее, уходит. «И уже никого мне теперь не жалко, никого не жалко, – несколько раз повторила блаженная, – только отца Александра немножечко, немножечко жалко»».
В 1934 году отец Александр был переведен на новый приход — в Троицкий храм села Гусь Железный Касимовского района. Но и оттуда он регулярно приезжал навестить Матронушку.
«Дело попов Правдолюбовых и больного выродка…»
Поток страждущих в дом Матронушки, несмотря на усиленную пропаганду безбожия в СССР, с каждым годом возрастал. Односельчане отца Александра, иерей Николай Анатольевич и Владимир Анатольевич Правдолюбовы, видя, сколь велик интерес народа к личности Матронушки, составили ее подробное жизнеописание (см. Житие Святой Блаженной Матроны Анемнясевской/Сост. Священник Николай Правдолюбов, Владимир Правдолюбов. Издание прот. Сергия Правдолюбова. – М.: Святитель Киприан, 1999).
Рассказ о Матронушке быстро разошелся по округе. Верующие передавали его друг другу, переписывали от руки. В июне 1935 года НКВД Касимовского района отреагировало на происходящее коллективным арестом.
Арестованы были авторы жития — иерей Николай и иерей Владимир Правдолюбовы, а также брат иерея Николая, протоиерей Сергий Анатольевич Правдолюбов, и его сын — Анатолий. Иерей Александр Орлов был арестован как духовник Блаженной Матроны. Всего было арестовано 10 человек. Дела всех арестованных объединили в один том, название которому было дано в соответствующей большевистской стилистике: «Дело попов Правдолюбовых и больного выродка Матрены Беляковой«. Формально вина Матреши и ее друзей заключалась в том, что из-за них в районе «задерживается коллективизация» (!!). Обвиняемых поместили в Рязанскую тюрьму, а затем переправили в Москву, в Бутырки.
Отец Александр во время допросов не только не стал отрицать своей связи с Матронушкой, но, как мог, защищал ее светлое имя. «Я действительно почитаю ее и живу по ее советам. Об этом я говорил верующим и советовал им сходить к ней для советов», — мужественно заявил он следователям.
– Нам известно, что вы в целях прославления блаженной Матреши Беляковой, проживающей в деревне Анемнясево… рассказывали верующим о ее праведной жизни, о ее мудрых советах и советовали больным обращаться к ней, как могущей исцелить от болезней. Скажите, проводили ли вы упомянутую деятельность по прославлению блаженной Матреши?
– Я, как духовник блаженной Матреши, бывал у нее, знал о ее благочестивой жизни и мудрости, поэтому я действительно рассказывал верующим о ней, как о блаженной и праведнице, могущей давать мудрые советы по всем жизненным вопросам и имеющей способность чудесно исцелять от болезней; при этом я советовал верующим и особенно больным сходить к ней и получить исцеление от своей болезни.
– Скажите, какие советы давала своим почитателям блаженная Матреша?
– В моем присутствии блаженная Матреша советовала своим почитателям чаще ходить в церковь, больше молиться, служить молебны угодникам Божьим. Советовала вести трезвую жизнь. Уважать родителей и старших. Какие советы давала блаженная Матреша по вопросу о вступлении в колхозы, мне неизвестно,так как в моем присутствии на эту тему никаких разговоров не было.
В обвинительном заключении следователь написал, что священник, «являясь участником контрреволюционной группировки, в контрреволюционных целях активно прославлял “блаженную Матрешу” Белякову, организовывал к ней паломничество верующих и на ее квартире совершал тайные богослужения».
Особое Совещание НКВД СССР от 2 августа 1935 года вынесло отцу Александру приговор — 5 лет исправительно-трудовых лагерей. Вслед за тем 57-летнего священника этапировали в Соловецкий лагерь особого назначения, а через несколько месяцев переместили в Карелию, в лагерный пункт Сосновец Медвежьегорского лагеря.
«Своей святостью сильно влияет на темную массу»
После ареста священников настала очередь Матронушки. В Анемнясево было собрано колхозное собрание, на котором постановили «изъять» Матрону Григорьевну Белякову как «вредного элемента». Из 300 жителей села подписались 24 активиста. Сельсовет дал характеристику «на Белякову М.Г.», в которой она без всяких кавычек и иронии, прямо и открыто названа святой: «Данная гр. является вредным элементом в деревне, она своей святостью сильно влияет на темную массу… Ввиду этого по с/с задерживается ход коллективизации».
В следственном деле нет подробностей ареста блаженной Матроны и описания ее дальнейшей судьбы. После ареста в Москве она прожила почти год. Предположительно, она была заключена в Бутырскую тюрьму, но пробыла там недолго, так как вскоре сделалась объектом почитания заключенных, которые начали петь акафисты и молиться. По одной из версий, безнадежно болевшая мать следователя, ведущего дело блаженной Матроны, получила исцеление от Матроны, и следователь сумел освободить Матронушку как больную и умирающую — поместил ее в дом престарелых.
Документально засвидетельствовано, что блаженная Матрона умерла от сердечной недостаточности 16/29 июля 1936 года в Доме хроников имени Радищева в Москве, недалеко от храма Пресвятой Богородицы во Владыкине. Вероятно, Матрона была похоронена на кладбище рядом с Домом хроников — Владыкинском. Точное местонахождение могилы, ввиду последующей реконструкции кладбища, на настоящее время исследователям установить не удалось.
На коврике возле двери
О годах, проведенных отцом Александром Орловым в лагере, сведений мало. Известно, что непосильный труд подорвал здоровье священника. После освобождения он прожил на воле всего девять месяцев.
За время заключения отца Александра его жена и дочь переехали в село Митино Касимовского района, где стали помогать при храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (настоятелем там служил брат матушки, священник Павел Кивотов). Когда в 1940 году отец Александр освободился, то сначала не решился идти к родным — настолько изможденным и грязным он был. Оборванный, голодный, едва живой, он дошел до дома одной из своих прихожанок и попросил постелить ему на коврике возле двери, так как одежда его была переполнена вшами. Отмывшись в бане и немного придя в себя, на следующий день он отправился к жене и дочке.
Встречу священника с супругой описывает в житии отца Александра игумен Дамаскин (Орловский): «Когда он подошел к храму, шла всенощная под праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла, и в это время из храма вышла его супруга с кадилом в руках, намеревавшаяся разжечь посильней угли перед началом полиелея. Священник поздоровался с ней, но за время заключения он изменился настолько, что супруга его не узнала, и отец Александр, горько заплакав, сказал: «Видимо, я недолго проживу, что ты меня с кадилом вышла встречать». Тут супруга узнала его и тоже заплакала».
Отец Александр стал служить вторым священником в Скорбященском храме. Служба давалась нелегко — он с трудом передвигался, приходилось постоянно превозмогать себя. 27 апреля 1941 года отец Александр подошел к окну своей комнаты. Увидев кого-то знакомого, он хотел было встретить, вздохнул – и скончался.Похоронили отца Александра Орлова у алтаря Покровского храма в родном селе Маккавеево.
В 2000 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил священника Александра Орлова к лику новомучеников и исповедников Российских. Мощи священноисповедника Александра были обретены 21 августа 2001 года и находятся ныне в Покровском храме поселка Сынтул.
При подготовке текста использованы статья прот.МихаилаПравдолюбова«Иерей Александр Васильевич Орлов» (http://www.baltwillinfo.com/mp12-04/mp-17.htm), а также житие священноисповедника Александра Орлова, составленное игуменом Дамаскином (Орловским) (http://www.fond.ru/userfiles/person/381/1294266580.pdf).