23 декабря (10 декабря ст.ст.) Русская Православная Церковь чтит память священномученика Александра Туберовского.
Мученики Маккавеевские
Протоиерей Александр Туберовский был уроженцем села Маккавеево Касимовского уезда Рязанской губернии. Удивительно, что из этого села Маккавеево происходят семь новомучеников — столько же, сколько и ветхозаветных мучеников Маккавейских. Это священноисповедник Александр Орлов, соловецкий узник, духовник святой блаженной Матроны Анемнясевской, священномученик Михаил Дмитрев, мученик Владимир Правдолюбов, священномученик Анатолий Правдолюбов, священноисповедник Сергий Правдолюбов, священномученик Николай Правдолюбов и священномученик Александр Туберовский…
Отец Александра Туберовского, иерей Михаил, служил в сельском Покровском храме вторым священником. Как и большинство поповичей на Рязанщине, Александр окончил Касимовское Духовное училище (1896), а потом Рязанскую Духовную Семинарию (1902).
В ходе обучения он обнаружил способности к богословским наукам. Был вольнослушателем, потом профессорским стипендиатом в Московской Духовной Академии. Потом стал преподавать. Четыре года (1907–11) преподавал богословские дисциплины в Калужской Духовной Семинарии, а в 1911-и был переведен в МДА, где стал доцентом по кафедре догматического богословия.
Опыт идеологии догмата
11 октября 1917 года в стенах МДА состоялась защита диссертации Александра Михайловича «Воскресение Христово. Опыт Православно-мистической идеологии догмата». Значение диссертации по-разному оценивается богословами, однако роль ее в истории русской церковной науки трудно переоценить. Фактически это была первая работа, написанная богословом новейшего времени, посвященная главному догмату Православной Церкви.
Согласно Туберовскому, Воскресение Христово — это принципиально новое, аналогичное творению и Боговоплощению откровение Бога, «смысл которого — во всецелом духовно-телесном обожении». В результате Воскресения, писал Туберовский, «последний враг — смерть будет упразднен, Бог будет все во всем (1 Кор 15, 28), то есть наполнит Собой все сущее не статически, так как Он пребывает во всем и без того, а динамически — силой, или, по смыслу нового Откровения — славой»…
В тексте диссертации Туберовский подверг критическому разбору толкование пасхальной тайны, предложенное Владимиром Соловьевым и Виктором Несмеловым. Первый считал, что победа Христа над смертью была результатом Его совершенной, безгрешной человечности, второй рассматривал Воскресение как сотериологический факт, который указал человеку на возможность вечной жизни. В отличие от них Туберовский указал на мистический смысл пасхального благовестия Нового Завета. В победе Христа над смертью, по его словам, была явлена не человеческая, а Божественная сила, и Воскресение есть тайна веры, дарующая человеку единение с Богом через Воскресшего…
Флоренский против Тареева
Предзащита состоялась 1 сентября 1915 года и вызвала, возможно, самый острый диспутза всю историю МДА. Несмотря на благоприятное мнение Совета Московской духовной академии, защита была отложена из-за протеста ректора академии, очень консервативного епископа Феодора (Поздеевского). Труд был возвращен автору для доработки. Фактически защита стала возможной лишь после Февральской революции, когда владыка Феодор уволился с поста ректора…
Защита была назначена на 10 октября 1917 года, в дни, когда вся страна была уже захвачена революционной смутой. Вопреки установленному регламенту, прения продолжились и на следующий день. В обсуждении сочинения Туберовского принимали участие все ведущие богословы России того времени, включая профессора Митрофана Димитриевича Муретова и священномученика Павла Флоренского.
Отзыв отца Павла был заслушан в первый день защиты. Флоренский отметил множество существенных недостатков в диссертации, ставящих ее «ниже среднего уровня». Основной критический тезис отца Павла заключался в том, что автор «не там ищет решения поставленной задачи».
«Упоминая множество раз о необходимости „динамического“ мышления, Туберовский хочет представить не систему общеобязательных норм догматической мысли, а некоторый внутренний путь, — говорил отец Павел, — Сочинение его, по самому замыслу, становится своего рода исповедью и, следовательно, уже по заданиям своим есть и должно быть некоторою духовною автобиографией, а никак не научным толкованием православного учения о Воскресении Христовом».
Впрочем, отец Павел выделял и положительные стороны сочинения. Он указывал на постановку вопросов веры по существу и на то, что автор не прячется от ответа за историческими сообщениями; но смелость выбора задачи была, по словам Флоренского, непосильной, быть может, и не для одного Туберовского…
Профессор Муретов, составивший второй отзыв на диссертацию, в то время считался «единственной живой связью молодой Академии с Академией старой». Известно, что он находился в довольно сложных личных отношениях с Флоренским (к личному отношению, очевидно, примешивалось еще и то, что Тареев сменил Флоренского на посту главного редактора «Богословского вестника»).
Выступая в роли рецензента, Тареев отметил ряд ошибочных положений в диссертации Туберовского, что само по себе вызвало удивление, так как очень многие в Академии считали их единомышленниками. Однако далее разговор перетек в другую плоскость: Тареев занялся критикой самого Флоренского и его книги «Столп и утверждение Истины».
По воспоминаниям Сергея Волкова, учившегося в то время в Академии, «Тареев, несмотря на свои познания, был до грубости несдержан, особенно когда ударялся в полемику. После 1905 года его обвинили в „неправославии“ и долгое время казалось, что дни Тареева в Академии сочтены. Однако изгнать из стен Академии блестящего ученого-богослова академическое начальство не решилось.
Перестав быть гонимым, а кроме того, получив возможность бесконтрольно высказывать в печати свое раздражение, Тареев сам поспешил обрушиться с несравненно более грубыми и резкими обвинениями на тех, кого полагал виновниками своих прошлых бед: на епископа Феодора (Поздеевского) и на Флоренского, в котором на протяжении ряда лет видел более счастливого и прославленного соперника».
В результате полемики Тареева с Флоренским диспут был сорван. Группа профессоров-сторонников отца Павла Флоренского и сам отец Павел покинули зал Академии. Ректор последовал их примеру. Остальным профессорам ничего не оставалось, как выйти вслед за ними. Последним медленно вышел Тареев.
«И тут раздались шумные аплодисменты. И тогда, и теперь я не знаю, кому аплодировало студенчество — Тарееву или Флоренскому? Сколько я ни расспрашивал об этом других аплодировавших, никто мне толком не мог ничего сказать»,- вспоминает С. Волков.
Потом в профессорской комнате Тарееву было предложено извиниться перед Флоренским. Там, в профессорской, кое‑как закончился коллоквиум, присудивший уже расстроенному Туберовскому звание магистра…
Сельский просветитель
Вскоре Александр Михайлович был назначен на должность доцента, а через месяц ему присвоили звание экстраординарного профессора и наградили премией митрополита Макария. Однако уже в 1919 году академической карьере Александра Туберовского пришел конец: Московская академия была закрыта большевиками, а профессура разогнана.
Тогда Туберовский принял решение вернуться на родную Рязанщину. Он приезжает в родное Маккавеево и берет в жены купеческую дочь, Татьяну Дмитриевну Третьякову, выпускницу университета. В начале 20‑х годов, в самый разгар антицерковных гонений, он принимает священный сан и вместе со своим отцом служит в храме Покрова Богородицы в родном селе.
Известно, что отец Александр Туберовский снискал любовь и уважение односельчан не только как пастырь, но и как всесторонне образованный человек. В Маккавеево у него было образцовое хозяйство. На своем огороде отец Александр применял новейшие достижения агрономии. Он даже переписывался с И. В. Мичуриным, получал от него новые сорта фруктов, а потом делился своими знаниями с крестьянами.
Лицом ко рву
26 сентября 1937 года отец Александр был арестован и отправлен в Рязань, где и находился вплоть до декабря.
Вместе с отцом Александром были арестованы и другие священники: Анатолий Правдолюбов, Николай Карасев, Константин Бажанов и Евгений Харьков, а также миряне. Всем им было выдвинуто заведомо ложное обвинение в «участии в повстанческо-террористической организации и контрреволюционной деятельности». Протоиерей Анатолий Правдолюбов, 75-летний настоятель Благовещенской церкви г. Касимова был объявлен «главой заговора»…
По распоряжению тройки УНКВД по Рязанской области А. М. Туберовскийи другие арестованные с ним люди были приговорены к высшей мере наказания — расстрелу. 23 декабря того же года отец Александр вместе с группой других заключенных принял мученическую кончину.
Расстрел был произведен в пределах Рязанской области, точное место казни неизвестно. По преданию, перед казнью осужденных заставили собственноручно выкопать траншею и тут же, поставив лицом ко рву, расстреляли.
В августе 2000 года на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви протоиерей Александр Туберовский был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских.
Читайте также:
Священноисповедник Амвросий (Полянский): «Я лично считаю революцию Божьим судом»
Священномученик Иоанн Честнов: «Я хотел привести народ к миру»